Вестник Кавказа

Эксперты о действиях Москвы на Ближнем Востоке

В столице Катара проходит 20-й Всемирный нефтяной конгресс. На выставке, организованной площадке форума, представлены российские компании "Газпром", "Роснефть", ЛУКОЙЛ, "Татнефть", ТНК-ВР, "Башнефть" и "Сургутнефтегаз". "Потребовалось 74 года, чтобы самый крупный нефтяной конгресс добрался и до самого богатого нефтью и газом региона - Ближнего Востока", - заявил на открытии конгресса министр энергетики и промышленности Катара. Между тем до самого богатого нефтью и газом региона «добрался» не только нефтяной конгресс, но и много других, по большей части не внушающих оптимизма процессов.

По мнению гендиректора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, Россия «прозевала» очень много важных событий на Ближнем Востоке за последний год, что привело к существенному сокращению ее влияния в регионе. «Во всех странах мира сейчас удивлены пассивностью России», - заявил эксперт, заметив, что отсутствие у Москвы четкой и жестко сформулированной позиции относительно ситуации в Ливии является серьезным упущением и вредит ее интересам в регионе. Сафаров выразил надежду, что в случае с Сирией Россия не повторит своей ошибки, допущенной во время «раздела» Ливии и станет активно отстаивать свои интересы. Он также отметил, что, хотя Россия и не предоставляла средств ПВО ни Сирии, ни Ирану, но три российских корабля находятся рядом с сирийским побережьем, «и это значит, что Россия готова встать на защиту Сирии, если это потребуется».
Сафаров обратил внимание на то, что без такой важной составляющей как Иран, «переформатирование» Большого Ближнего Востока в ключе «арабской весны» невозможно. «Лига арабских государств (ЛАГ) уже давно стала послушным инструментом в руках Запада, ведь только этим можно объяснить нелогичные жесткие санкции, принимаемые ей против своей же страны – Сирии. Эти санкции являются грубейшим нарушением устава самой организации и вмешательством во внутренние дела Сирии», - думает Сафаров. «Все эти меры играют на руку Западу, который хочет устранить с ближневосточный карты дружественный Ирану режим. Америка и Запад вообще научились руками ЛАГ решать свои проблемы в этом регионе. Даже высказывания российских лидеров теперь регулярно неверно интерпретируются арабскими медиа, так как СМИ этих стран теперь контролируются из Лондона и Вашингтона. Нынешний режим в Иране никак не вписывается в рамки нового «формата», навязываемого Ближнему Востоку Западом. Что бы Иран ни делал, Запад найдет, к чему предъявить претензии», - сказал Сафаров.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин назвал ошибочным мнение о том, что нынешние события на Ближнем Востоке являются продолжением Исламской революции 1979 года: «Это подмена понятий. Причины, вызвавшие Иранскую революцию и «арабскую весну» абсолютно разные. Иран сейчас попытался идеологически сблизить эти явления, но на самом деле все новые лидеры арабских стран выступают против иранской формы правления, им ближе турецкая модель. Таким образом, у Ирана в регионе оставался только один союзник – Сирия, поэтому Тегеран готов пойти на многое, чтобы его сохранить. Поэтому в Сирии, в отличие от остальных стран «арабской весны» идеологическое влияние Ирана достаточно высоко».

Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев отметил, что потенциал России в регионе достаточно ограничен, но что она могла, то уже сделала: помогла Ирану в строительстве Бушерской АЭС, пытается предотвратить вооруженное вторжение коалиции Запада в Сирию, отправив три корабля в Тартус. Как отметил эксперт, в данном случае сдерживающим фактором для запада является не средства ПВО этих судов, но сам факт их присутствия. Помимо этого, в Средиземное море в скором времени отправится крейсер «Адмирал Кузнецов». Само наличие российского корабля такого класса в восточной части Средиземного моря, по мнению Евсеева, исключает возможность проведения каких-либо операций НАТО против Сирии. «Однако Москва не может вмешиваться во внутренние дела Сирии, поэтому Россия старается создать для Сирии максимально комфортные условия, чтобы она сама могла решить свои проблемы», - подчеркнул Евсеев. Так, Россия смогла инициировать вето, поддержанное КНР, в Совбезе ООН, но не может, например, оказать ей широкомасштабную экономическую помощь – в отличие от Ирана, который закупил у Сирии нефть. Россия участвовала в ряде консультаций с американской стороной с целью корректировки внешнеполитического курса США, однако вопрос о том, насколько она действительно может на этот курс повлиять, остается открытым. «Реальная роль России не такая большая, как хотелось бы, и если на Ближнем Востоке начнется какая-либо региональная война, Россия в ней участвовать не будет на чьей бы то ни было стороне, - подчеркнул эксперт - Эту позицию можно осуждать, но Россия не может выйти за рамки имеемых ресурсов».
16495 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября