Вестник Кавказа

«Для России позитивно избрание Барака Обамы на второй срок»

Евгений Кришталёв
Конец октября ознаменовался многими важными событиями, последствия которых мир будет ощущать не один год. Гибель ливийского лидера Каддафи, предложения США России по противоракетной обороне, а также избрание Азербайджана непостоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных наций (СБ ООН) – эти и другие новости "Вестник Кавказа" попросил прокомментировать директора российского Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева.

- В конце прошлой недели было озвучено заявление Госдепартамента о том, что США готовы подтвердить, что создаваемые Евро-ПРО не направлены против России, но юридических гарантий (письменного характера) дать не могут. Насколько такое предложение приемлемо для России и как оно может отразиться на российско-американских отношениях?

- Действительно, было заявление заместителя госсекретаря США о том, что Соединенные Штаты Америки готовы предоставить письменные, но не юридические гарантии. Я считаю, это важный шаг со стороны США и его нужно полностью поддержать, потому что Соединенные Штаты Америки - это то государство, с которым можно договариваться, которое свое слово обычно держит. Даже выходя из договоров, США стараются их придерживаться, если для этого имеются какие-то основания, если это можно. В частности, например, можно по-разному относиться к тому, что Соединенные Штаты Америки вышли из договора по ПРО 1972-го года, но даже в настоящее время вопрос о превышении тех лимитов, которые вводились - а вводились по 100 противоракет наземного базирования, - такой вопрос сегодня не стоит, так как США эти лимиты до сих пор не превысили. Это очень яркий пример того, что Соединенные Штаты Америки держат свое слово: это были односторонние инициативы 1991-1992-х годов, инициативы в области сокращения тактического ядерного оружия со стороны России и со стороны США, и эти инициативы были реализованы. То есть даже дача со стороны США письменных, но юридически не обязывающих гарантий является важным шагом, потому что это в какой-то степени обязывает США придерживаться того, что они напишут. Данное заявление госсекретаря звучит намного лучше, чем, например, совершенно утопичные идеи об использовании систем противоракетной обороны для защиты от космических объектов, потому что системы ПРО, которые в настоящее время имеются в США, не могут уничтожать объекты на расстоянии более двух тысяч километров. Для уничтожения космических объектов этого недостаточно, и даже в случае разрушения объекта на такой высоте он все равно нанесет серьезный, непоправимый ущерб. То есть поражение должно быть на совершенно других высотах, которые абсолютно недоступны для существующей системы противоракетной обороны. С этой точки зрения, такие идеи совершенно утопичны. А, положим, предоставление США письменных, но юридически не обязывающих гарантий - это нормальный ход: он позволяет каким-то образом выйти из тупика, который сегодня сложился. И я считаю, что эту инициативу Соединенных Штатов Америки нужно в настоящее время поддерживать. Так  же, как и предложение отдельных европейских государств провести компьютерную тренировку весной следующего года. Я считаю, что эта идея тоже очень разумная, потому что такие тренировки проходили, они были и в рамках Россия-НАТО, и в рамках российско-американский отношений. Они были прекращены после войны с Грузией в 2008-м году. И вот эта инициатива, я считаю, тоже важна: это те малые шаги, которые не дают нам опуститься ниже определенной черты. В целом, я считаю, для России важно, чтобы Барак Обама избрался на второй срок. Это моя твердая позиция, потому что это дает предсказуемость. Все-таки я надеюсь, что Барак Обама доведет до конца вопрос с поправкой Джексона-Вэйника, и есть определенные идеи, инициативы, которые Россию тоже удовлетворяют.
То есть не надо зацикливаться на проблемах. У нас есть проблемы, например, с Сирией. Очень серьезные проблемы. Есть проблема, менее острая сейчас, - это проблема иранской ядерной программы. Есть еще целый ряд проблем, где у нас нет взаимопонимания. Иногда позиции противоположны. Но есть, например, общая позиция по Афганистану. То есть нужно исходить из общих позиций и развивать сотрудничество. В этом случае, я уверен, что избрание Барака Обамы на второй срок даст определенный позитив, и он продолжит этот позитив закреплять. Что плохо – что российско-американские отношения носят неустойчивый характер, потому что они не базируются на прочном экономическом фундаменте. Расширение экономического базиса способно придать устойчивости взаимоотношениям двух стран. Сейчас Барак Обама находится под очень сильной моральной критикой в США за его курс на перезагрузку российско-американских отношений. Я думаю, было бы совершенно неправильно способствовать углублению этой проблемы. На мой взгляд, для России было бы более разумно поддержать, во-первых, эту инициативу по даче письменных гарантий. Это важно. Во-вторых, нужно больше искать места для соприкосновения, для поиска общих интересов. Те проблемы, которые есть, они известны, но не надо здесь пробовать решить их с наскока, потому что это невозможно. Например, на вопросы, нужно ли иметь какие-то взаимоотношения с "Хамасом" или "Хезболлой", есть разные точки зрения. То есть существует много серьезных проблем, но на них останавливаться не надо, нужно двигаться дальше. Необходимо какое-то развитие, и с этой точки зрения я считаю, что российско-американские отношения нужно развивать, и это полностью отвечает российским приоритетам.

- Насколько теперь развязаны руки у стран Запада или у тех или иных сил, содействовавших этим революциям, которые теперь всеми силами накинутся на Сирию?

- Начнем с того, что я не считаю, что эти революции, если их вообще можно назвать революциями, или арабская весна, как ее на Западе определяют, что это было инспирировано Западом. Это было стечение обстоятельств, но Запад это активно пытается использовать. События в Ливии далеко не закончились. В настоящее время страна находится на грани гражданской войны. Во-первых, есть некоторые сыновья Муаммара Каддафи, которые хотели бы отомстить, во-вторых, есть огромное количество оружия, причем частично это оружие находится уже вне территории Ливийской Джамахирии, как она раньше называлась или как сейчас будет называться ливийское государство. Кроме того, есть огромное количество людей, которые уже сейчас крайне недовольны приходом к власти людей из Киренаики (Бенгази). Вероятно, озлобленность определенной части общества будет усиливаться. Далеко не все согласны с тем, что нужно строить новое государство на принципах ислама, шариата. Думаю, здесь недовольство тоже будет нарастать, так как далеко не все племенные интересы были учтены. Исходя из этой ситуации, я считаю, что сейчас начало гражданской войны достаточно реально. С этой точки зрения говорить об окончании миссии освобождения ресурсов сложно, ведь практически освобождение ресурсов будет достаточно ограничено. Кроме того, для начала операций в каких-либо других местах, например, в Сирии, потребуется значительный ресурс. Я пока не вижу таких ресурсов, которые были бы достаточны для участия в подобных операциях. 
Я считаю, что военное участие в Сирии со стороны НАТО совершенно нереально в силу огромного количества причин. Другой вопрос, что они могут, безусловно, способствовать там стабилизации ситуации. Однако непонятно, кто может прийти к власти, вернее, вообще понятно, что речь может идти о братьях-мусульманах, если говорить про Сирию. Но это не тот вариант, который устраивал бы Запад. Я считаю, что те люди, которые придут сейчас к власти в Ливии, не будут устраивать Запад. И это проявится довольно скоро. Потому что заявления, которые слышатся, например, в Канаде, о том, что они готовы поддержать права женщин в Ливии, что они за построение демократического общества - подобные заявления свидетельствуют о глубоком недопонимании тех процессов, которые они сами спровоцировали. Ни о какой демократизации там серьезного разговора не идет. Но вот речь о сильнейшей исламизации Ливии - об этом можно поговорить. Речь может идти и об исламизации других государств, и в целом это, конечно, не отвечает западным интересам. Поэтому я думаю, что радость по поводу смерти Муаммара Каддафи является преждевременной и ее последствия для Запада будут больше негативными, нежели позитивными. Ведь, посмотрите, потерян, по сути, Египет, и хотя отношения с Египтом пытаются поддерживать, но ясно, что то, что было при Мубараке, уже в принципе невозможно. Отношения Египта с Израилем будут оставаться сложными. Прозрачность Синайского полуострова при доставке, к примеру, оружия в сектор Газа или при необходимости каких-либо других ресурсов – по-видимому, будет расширяться. Теракты, которые происходят на территории Израиля, говорят о том, что граница становится прозрачна.
Дестабилизация ситуации в Сирии может распространиться на все соседние государства, включая Иорданию, Ливан, обе Палестинских автономии, и это обязательно заденет Израиль. Возможности по сдерживанию ситуации в Сирии со стороны Турции достаточно ограничены, и я не думаю, что она дойдет до силового противостояния.

- Вы отметили, что с территории Ливии происходит утечка оружия. Какие в связи с этим могут быть последствия для международной безопасности?

- Здесь речь идет, во-первых, о том, что представляет опасность: о ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс). При режиме Муаммара Каддафи пропало огромное количество ПЗРК. Есть информация, что это оружие разошлось, по африканским государствам, как минимум. Огромное количество складов было разграблено, частично склады были просто брошены. О том, что оружие в разные места поступает, - об этом информация имеется. Из этого оружия опасность в первую очередь представляет именно ПЗРК, потому что будет возникать реальная угроза для гражданской авиации. Но там могли исчезнуть и другие виды вооружения. И с этой точки зрения, это тот негатив, который сейчас может выплыть везде, причем нельзя исключать ничего. Так, азербайджанский самолет при заходе в Афганистан, был, по сути сбит, и никто не может утверждать, что это не пришло оттуда, хотя это, конечно, несколько с натяжкой, но сейчас эти ПЗРК могут выплыть абсолютно в любом месте. Возникла очень серьезная проблема: огромное количество ПЗРК оказалось без учета, и они, имея определенную стоимость, могут быть проданы на черном рынке.
Это одно из явных следствий той непродуманной политики, которую Запад вел в Ливии. Причем она ведь аукается везде. Могу сказать, например, что Ким Чен Ир очень был доволен произошедшим в Ливии, потому что еще раз убедился, что они абсолютно правы в том, что создали ядерное оружие. Могу сказать, что Исламская Республика Иран, которая об этом конечно не заявляет, но уверенность ее в том, что ядерное оружие нужно, безусловно, стала намного крепче. При этом сразу о том, что ядерное оружие в этом случае понадобится в Саудовской Аравии, тоже было почти официально заявлено. Таким образом, был нанесен сильнейший удар по режиму ядерного нераспространения. Последствия его могут быть совершенно разные, и они связаны не только с ПЗРК. В целом я считаю, что негатив, который они создали, перевешивает тот относительный позитив, который они пытаются там увидеть. Я изначально считал, что это абсолютно неправильно, и это «абсолютно неправильно» постепенно дойдет до Запада, но после такого достаточно ограниченного успеха в Ливии пытаться этот опыт перенести еще и на Сирию - это будет безумством, мне кажется.

- Азербайджан в понедельник был избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Каковы плюсы и минусы этой победы как для Азербайджана, так и других игроков мировой политики?

- Это большое и важное событие, свидетельствующее о росте авторитета Азербайджана. Теперь Азербайджан сможет оказывать определенное влияние на события, происходящие далеко от его границ, что нельзя недооценивать. Это подтверждение значимости Азербайджана и его международного авторитета. Для того чтобы быть избранным, необходима определенная поддержка. Я полагаю, Россия такую поддержку оказала - это полностью в интересах Российской Федерации. Поддержку оказали и другие государства, и это говорит о росте авторитета Азербайджана.
Что касается последствий, то я думаю, в случае попыток Запада принять новые антииранские санкции им придется как-то договариваться с Азербайджаном. Азербайджан в этом отношении не является государством послушным, потому что для Азербайджана совершенно не выгодно введение новых санкций и, тем более, обострение отношений с Ираном. Это будет тот минус, который Запад ощутит по вопросу введения санкций против Ирана. Я также надеюсь, что похожая позиция будет занята Азербайджаном и относительно санкций против Сирии. Хотя этого не будет, потому что у него нет права вето. И даже, положим, в том случае, если бы на голосование поставили один из этих вопросов, я не думаю, что Азербайджан голосовал бы против. Но сам факт, я полагаю, сложно переоценить. Членов Совбеза всего 15: 5 - постоянных, 10 - непостоянных. И когда основные державы вето не используют, очень важна позиция каждого государства - непостоянного члена.
Азербайджан, определенно, будет вынужденно вовлечен в палестино-израильский конфликт, так как будет решаться вопрос о предоставлении Палестине полного членства в ООН. Азербайджану, таким образом, придется выйти из региона и окунуться в те события, которые порой происходят достаточно далеко от него. И суть в том, что теперь Азербайджан может оказывать определенное влияние на те события, которые развиваются. Я не стал бы преувеличивать эту роль, но не надо ее и преуменьшать, потому что здесь влияет каждое государство - их просто мало в Совете Безопасности.
В новом качестве у Азербайджана, я думаю, будет хорошая площадка для своих собственных инициатив. Я не знаю, насколько Азербайджан хочет это использовать в плане решения проблемы Нагорного Карабаха. Думаю, такие попытки будут предприняты как-либо. Очевидна тупиковость данной ситуации. Тем не менее, вероятно, что Азербайджан такие попытки все-таки предпримет, ведь это очень удобный повод. По-видимому, будут выдвинуты определенные инициативы, но дело здесь будет определяться поддержкой со стороны других членов Совбеза. Здесь очень важна будет кооперация Азербайджана с другими государствами.
Я считаю совершенно очевидным сотрудничество Азербайджана и России. У нас много общего, курс на партнерство у нас развивается. В целом, я думаю, для Азербайджана поддержка России в Совете Безопасности была исключительно важной. Я надеюсь, это будет способствовать укреплению российско-азербайджанских отношений.
13050 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября