Вестник Кавказа

Узеир Гаджибеков

Гюлнара Вальс специально для ВК
Вена – один из самых прекрасных и незабываемых городов на побережье Дуная, центр Евросоюза и ведущий культурный центр Европы. В одном из центральных парков Вены - Дунай-парке - установлен памятник великому азербайджанскому композитору Узеиру Гаджибекову. В 2007 году в исполнении австрийских артистов в Вене была продемонстрирована его оперетта «Аршин мал алан», которую можно увидеть и услышать в записи на youtube.

...В детстве мне очень нравилось смотреть фильм "Аршин мал алан". Это был любимый фильм поколения моих родителей и их друзей. Конечно же, в три года никто не подозревает, что у музыки есть автор, и мы с удовольствием всем двором пели веселые слова: «Пулум вар? Вар! Вар!». "Аршин мал алан" - последня и одна из самых популярных оперетт Узеира Гаджибекова - написана 1913 году в Санкт-Петербурге. Действие происходит в Шуше, в столице Нагорного Карабаха, древнейшей земле Азербайджана, которую называют "Консерваторией Кавказа". Премьера оперы прошла в 1918 году в театре Зейналабдина Тагиева. Потом «Аршин мал алан» был переведен на более чем 75 языков и поставлен в 187 театрах 76 стран: в 16 городах Грузии, в 17 городах Болгарии, 13 штатах США, 17 городах Польши (1500 раз), в 28 городах России, в восьми городах Китая…

Музыка этого произведения переполнена светом, солнечным сиянием, юношеским задором. "Аршин мал алан" был создан 28-летним, верящим в жизнь и в будущее молодым композитором. В этой музыке чувствуется дыхание молодости как самого автора, так и его народа. Эта музыка, ее напевы напоминают дыхание, восторг поколения, верящего в свою счастливую судьбу; они выкристаллизировались в душе народа. Ни в одном произведении искусства Азербайджана того времени не получили такого яркого воплощения вера в будущее, надежда на XX столетие, как в "Аршин мал алане". Особо стоит выделить постановку оперетты «Аршин мал алан» в Парижском театре «Фемина», премьера которой состоялась 4 июля 1925 года. Перевод на французский был сдела братом композитора Джейхун-беком Гаджибейли, который в 1920 году эмигрировал во Францию. Роли исполняли французские артисты.

…Этим летом, когда я гостила у мамы в родном Баку, одноклассница пригласила меня в Экскурсовод Томилла-ханум, отреставрированный музей композитора. Экскурсовод Томилла-ханум, хранительница истории семьи Гаджибековых, историк по профессии, посвятила более 20 лет изучению творчества композитора. Она рассказала, как в 1937 году американский режиссер армянского происхождения Сетраг Вартян в третий раз экранизировал в Америке «Аршин мал алан» на армянском языке без указания автора, и заработал не один миллион долларов на прокате фильма. Узеир Гаджибеков, узнав об этом, адресовал свой протест лично Сталину, по указанию которого в 1945 году была организована экранизация произведения Гаджибекова в Азербайджане с указанием имени автора. Именно этот фильм не цветной, черно-белый, но такой душевный, мы все и смотрели в детстве.

Изначально картина не была одобрена советской цензурой, и прокат ее был запрещен, однако несогласный с мнением худсовета Сергей Эйзенштейн, считавший, что картина покорит мир, добился того, чтобы картину посмотрел Сталин, который одобрил фильм. После одобрения Сталина фильм «Аршин Мал Алан» поступил на прокат в СССР и получил Сталинскую премию. Фильм показали в 136 странах и дублировали на 86 языков. «Аршин мал алан» вошел в список 100 любимых фильмов кинозрителей Советского Союза. Только в СССР фильм просмотрели более 16 млн зрителей. Бюджет картины составил 5 млн 807 тыс. рублей, тогда как прибыль от проката картины превысила цифру в 5 млрд рублей.

Узеир Гаджибеков родился 6 (18) сентября 1885 года в поселке Агджабеди Шушинского уезда в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. Вскоре после его рождения семья Гаджибековых переехала в Шушу, бывшую одним из крупнейших центров азербайджанской культуры, где и вырос Гаджибеков. Отец будущего композитора долгое время был личным секретарем известной азербайджанской поэтессы и общественного деятеля, дочери карабахского хана Хуршидбану Натаван, которая оказала огромное влияние на его воспитание. Это знакомство открыло перед юным Узеиром дорогу в лучшие музыкальные сообщества—«меджлисы» Шуши. В юном возрасте Узеир Гаджибеков брал уроки мугамного пения и обучался игре на азербайджанских народных инструментах.

Окончив медресе и двухлетнюю русско-татарскую школу, Гаджибеков в период с 1899 по 1904 годы обучался в учительской семинарии в Гори, где освоил игру на скрипке, виолончели и духовых инструментах. Там же он познакомился с будущим композитором Муслимом Магомаевым, дедом известного певца. В течение последующих четырех лет занимался преподавательской деятельностью в школах Гадрута и Баку. В 1905 году Узеир Гаджибеков преподавал в Баку, в Биби-Эйбатской школе, а затем в школе «Саадат», где обучал азербайджанскому языку, математике, географии, истории, а также русскому языку. Тогда же он поступил на работу переводчиком в газету «Хаят», затем сотрудничал с газетой «Иршад». В 1911 году Гаджибеков выехал в Москву для получения систематического музыкального образования.

В 1909 году Узеир Гаджибеков женился на Малейке-ханум Терегуловой — представительнице знатного рода Терегуловых, известного как в Азербайджане, так и в Грузии. Другая из шести сестер Терегуловых была замужем за Муслимом Магомаевым-старшим. После получения высшего образования Гаджибеков жил в Баку с женой и матерью, а также опекал пятерых детей своей сестры; своих детей у него не было.

В творчестве Узеира Гаджибекова соединились западные и восточные музыкальные стили; элементы азербайджанской народной музыки были приспособлены им к классическим европейским традициям. С использованием этого метода Гаджибековым в 1908 году была написана первая азербайджанская опера «Лейли и Меджнун», по мотивам одноименной поэмы азербайджанского поэта Физули.

Узеир Гаджибеков стал основоположником нового жанра камерной вокальной музыки — романса-газели. В 1918 году композитор сочинил мелодию гимна Азербайджана, а слова написал поэт Ахмед Джавад. Сегодня на родине поэта стоит памятник из металла, где в натуральную величину запечатлен их творческий союз - Узеир Гаджибеков играет на рояле, а Ахмед Джавад исполняет под музыку свои стихи. Около этого монумента сегодня проходят поэтические чтения стихов и другие торжественные мероприятия. Кстати, это точная копия инструмента композитора, который стоит в музее в Баку, я тоже на нем немного поиграла с позволения экскурсовода.

В Азербайджане до появления Гаджибекова не было ни одного профессионального композитора и профессионального учебного заведения. Узеир Гаджибеков не только восполнил этот пробел, но и стал основоположником многих реформ в азербайджанской культуре. Именно он первым из деятелей культуры Азербайджана доверил партию в своей опере женщине — Шовкет Мамедовой, а также организовал благотворительный концерт с целью сбора средств для финансирования ее учебы в Италии.

Узеир Гаджибеков стал инициатором основания высшего музыкального учебного заведения — Азербайджанской государственной консерватории. Умер Узеир Гаджибеков в 1948 году. Его имя присвоено Азербайджанской государственной консерватории, Государственному симфоническому оркестру филармонии, Агдамскому музыкальному училищу, а также одной из центральных улиц Баку. Для деятелей культуры республики установлена Премия имени Узеира Гаджибекова, в Баку и Шуше открыты Дома-музеи его имени, памятники установлены в Вене и Баку. День рождения Узеира Гаджибекова, 18 сентября, отмечается в Азербайджане как День музыки. И то, что очередной конкурс Евровидения проходит именно в Баку, и есть высшая оценка работы, когда-то начатой композитором, и дань его памяти.
36750 просмотров