Вестник Кавказа

Маслом по бархату

Лада Леденева, Ставрополье
Когда впервые видишь эти работы пятигорских художников, застываешь в недоумении - что это? Голограмма с объемным изображением? Нет! Это круче! Картины как будто живые. Луна на них льет натуральный свет, медь и серебро поблескивают в лучах свечи, а лебеди плывут над полотном, поднимая крылом тучу серебристых брызг...

Недавно группа пятигорских художников возродила древнюю, изобретенную около тысячи лет назад в Китае технику росписи маслом по бархату. Идея использования приемов древнекитайской живописи возникла лет 10 назад. Как и у кого именно, уже никто не помнит. Утраченную технологию воссоздавали с трудом, методом проб и ошибок. В древнем Китае по бархату скорее рисовали, чем писали, и картины получались скорее графичными, нежели романтическими.

В чем же кроется секрет столь завораживающего эффекта полотен, написанных масляными красками по бархатной основе? Как рассказал ВК пятигорский художник Дмитрий Зацарский, эффект трехмерного изображения достигается за счет того, что матовая поверхность ткани поглощает свет: она отражает всего три сотых процента света, а краска отражает до 85 процентов. За счет этой разницы получается эффект «свечения полотна изнутри». За эти годы многие пытались повторить опыт пятигорских художников, закрепленный, кстати, соответствующими документами в «Роспатенте» - практически безрезультатно. Сами же «первооткрыватели» делиться секретами не хотят. А любые попытки «заимствования» технологии подвергают здоровой критике. Однако с ВК Дмитрий Васильевич Зацарский поделился некоторыми подробностями техники живописи: «Сначала делается так называемый «картон»- рисунок на бумаге. Потом особым образом рисунок переносится на бархат. Для этого мы используем специальные карандаши- белые или желтые. Дорабатывается на стадии рисунка, и только потом начинается работа собственно масляными красками. Пишем не только на черном бархате, но и на темно синем, розовом, белом. Если это небо или вода - на голубом. Не каждая кисть годится для такой работы. И бархат тоже нужен особый, скорее напоминающий замшу. Но основной секрет, конечно же - мастерство художника. Каждый из нас имеет академическое образование, на основе полученных знаний и умений у каждого свои секреты мастерства». В отличие от работы маслом на холсте, краски в бархат как бы «втирают». В остальном же все точно так, как и в традиционной живописи. Такие работы не терпят ошибок, в отличие от холста, на бархате их невозможно исправить. Именно поэтому вначале на каждую из работ у художников уходило до полугода. Сейчас, когда приобретен определенный опыт и наработано мастерство, на одно полотно уходит полтора-два месяца. Стоят такие работы от 2,5 до 100 тысяч рублей.

Удивительно, но академические художники Ставрополья не признают ноу-хау пятигорских мастеров, называя его декоративно-прикладным творчеством. Пятигорчане с этим утверждением не спорят, называя свое новое направление в живописи, скорее, «родственником батика». Их работы объемны, и благодаря ворсистой фактуре бархата меняют цвет, в зависимости от угла зрения, интенсивности освещения и даже погоды. Пытались создать сайт в интернете и даже получили отклики, но ни одно фото, по словам художников, не может передать впечатлений от живого общения с такими работами. Сегодня около 25 различных сюжетов, выполненных на бархате, экспонируются в пятигорской радоновой водолечебнице, где радуют глаз и душу как отдыхающих.
71470 просмотров