По мнению администрации президента Реджепа Тайипа Эрдогана, на которую ссылается издание, геополитический центр тяжести смещается прочь от развитых экономик. Новый дипломатический курс Турции отражает ее стремление установить связи со всеми сторонами в многополярном мире, оставаясь при этом ключевым членом НАТО, добавили они.
Анонимные источники Bloomberg связывают заявку Анкары на вступление в БРИКС с отсутствием прогресса в многолетней попытке стать частью Европейского Союза, а также трениями с Западом в связи с сохранением Анкарой отношений с Москвой на фоне специальной военной операции на Донбассе.
Турция и Запад
Действительно, Турция уже очень давно пытается присоединиться к ЕС. Заявку она подала еще в 1987 году, а переговоры о членстве начались в 2005 году. Страны ЕС по-прежнему тормозят процесс ввиду несоответствия Турции их представлениям о демократии, устройстве судебной системы и правах человека. Дополнительным обременением является фактор ислама - европейцы опасаются, что Турция с 80-миллионным мусульманским населением может "исламизировать" Европу.
Не способствует евроинтеграции Анкары и независимая внешняя политика в виде партнерства со странами, с которыми у ЕС имеются проблемы. Существенную сложность вносит также продолжение конфликта с двумя членами Евросоюза: Кипром из-за проблемы Северного Кипра и Грецией из-за островов в Эгейском море.
Примерно около года Турция пытается нормализовать свои отношения с США и ЕС. Удалось вроде как договориться с Джозефом Байденом о поставках истребителей F-16 в обмен на одобрение заявки Швеции в НАТО. Сейчас турецкие СМИ пишут, что Анкара просит у Вашингтона разрешения на покупку F-35 и готова в качестве ответной меры не использовать в своей системе ПВО купленные у России системы С-400.
В конце августа глава турецкого МИД Хакан Фидан после пятилетней паузы принял участие в неформальном саммите ЕС, где стороны выразили желание улучшить двусторонние связи. Анкара прикладывает усилия по возобновлению переговоров о вступлении в ЕС, и они остаются "стратегической целью", — отметил Фидан.
Турецкие интересы
На фоне сближения с ЕС и желания вступить в антизападные блоки у наблюдателей может возникнуть недопонимание относительно того, чего больше всего хочет Турция. Эрдоган на прошлой неделе решил внести ясность в этот вопрос. "Турция может стать сильной, процветающей, престижной и эффективной страной, если она одновременно улучшит свои отношения как с Востоком, так и с Западом", — заявил Эрдоган в Стамбуле на выходных, добавив: "Любой другой метод не принесет Турции пользы, а только навредит ей".
Далее турецкий лидер выразил более конкретно. "Мы не должны выбирать между Европейским Союзом и Шанхайской организацией сотрудничества, как утверждают некоторые. Напротив, мы должны развивать отношения как с этими, так и с другими организациями на основе взаимовыгоды", - заключил Эрдоган.
Турция и БРИКС
К БРИКС с начала этого года присоединились пять стран - Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Эфиопия, Египет и Саудовская Аравия. На ближайшем саммите в Казани 22-24 октября будет обсуждаться дальнейшее расширение. Среди новых кандидатов числятся Малайзия, Таиланд и Азербайджан. Всего, по словам помощника президента России Юрия Ушакова, в БРИКС подали заявки около 30 стран.
БРИКС выступает в качестве политической, финансовой и экономической альтернативы западным объединениям. И в этом смысле она полностью отвечает интересам Турции. "БРИКС — это организация, которая повышает разнообразие подходов, идентичностей и политик в глобальной экономической системе", — заявил Фидан после участия в заседании министров иностранных дел организации в июне.
Учитывая сложности во взаимоотношениях с Западом, членство в БРИКС и ШОС делают Турцию более сильной и независимой. БРИКС обладает такими финансовыми инструментами, как Пул валютных резервов и Новый банк БРИКС, которые могут выделить деньги на преодоление кризиса и инфляции, а также на реализацию инфраструктурных проектов. Такие возможности крайне необходимы, чтобы не находиться в зависимости от настроений ЕС, МВФ и Всемирного банка.
Турция считает, что вступление в БРИКС может помочь ей улучшить экономическое сотрудничество с Россией и Китаем, а также стать торговым коридором между Европой и Азией. Страна желает стать центром для экспорта газа из России и Центральной Азии, добавили собеседники Bloomberg.
Участие в БРИКС вписывается в геополитическое видение Эрдогана. Он выступает за расширение прав и возможностей новых сильных держав. "Мир больше пяти", - повторяет он, намекая на сохранение с 1945 года постоянного состава Совета Безопасности ООН. Эрдоган поддерживает также вступление своей страны в ШОС в качестве противовеса НАТО, где Анкара хоть и членствует, но часто сталкивается с противодействием блока стран в лице США, Франции, Кипра и Греции из-за разных подходов к ситуации в Ливии, Сирии и на Южном Кавказе.
Турецкие перспективы
Официально на момент написания материала о заявке Турции в БРИКС еще неизвестно. Однако Анкара в июне, накануне встречи глав МИД стран БРИКС в Нижнем Новгороде, заявила о желании быть частью блока. "Конечно, мы хотели бы стать членом БРИКС. Посмотрим, чего нам удастся добиться в этом году", - сказал Фидан, приехавший на ту встречу. Сам же президент Турции еще в 2018 году участвовал в саммите БРИКС в Йоханнесбурге. На той встрече президент России Владимир Путин сказал, что Турция может присоединиться к БРИКС в 2022 году.
Последней страной, подавшей заявку на вступление в БРИКС, стал Азербайджан. Это произошло после визита Владимира Путина в Баку. Россия поддерживает кандидатуру Азербайджана. При этом в июне глава российского МИД Сергей Лавров сообщил, что страны БРИКС решили "взять паузу" относительно дальнейшего расширения. Кроме того, в разработке находится система категорий для стран партнеров, которые необходимо пройти перед тем как стать полноценным членом.