Вчера исполнился год, как Нурсултан Назарбаев объявил об отставке с поста президента Казахстана, назначив преемником председателя сената парламента Касым-Жомарт Токаева. Эксперты считают, что первый год стал для Токаева стресс-тестом на устойчивость: транзит власти уже сопряжен с ситуацией неопределенности, однако новому главе государства пришлось иметь дело с сетью непредсказуемых и драматичных событий, которые подпадают под определение "черных лебедей".
Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, где смена власти произошла в полном соответствии с Конституцией. Нурсултан Назарбаев после 30 лет правления ушел в отставку, передав полномочия президента спикеру Cената Касым-Жомарту Токаеву. Себе же он оставил должность пожизненного председателя Совета безопасности - органа, который контролирует соблюдение национальных интересов Казахстана, партии власти "Нур Отан", члены которой реализуют все экономические и политические реформы страны, и Ассамблеи народа Казахстана, которая отвечает за межнациональное согласие в Казахстане. Еще за первым президентом закреплен титул Елбасы – лидера нации, что по Конституции значимее, чем президент. Это позволяет Назарбаеву держать руку на пульсе государства и контролировать президента. В стране и за ее пределами считают транзит власти в Казахстане незавершенным.
Уход Назарбаева напоминает расхожую поговорку: "Англичане уходят, не прощаясь, а казахи прощаются, но не уходят". Так и Нурсултан Назарбаев, покинув пост главы государства, в полном объеме сохранил за собой все политические, экономические и силовые рычаги управления государством.
"Модель политического устройства Казахстана, которую инициировал первый президент Нурсултан Назарбаев оказалась успешной. Прошла поэтапно конституционная реформа, плавный политический транзит, передача власти другому поколению политиков и при этом Казахстан не развалился, остался устойчивой, динамично развивающейся страной. Назарбаев решал ту же задачу, что и генерал де Голль в создании устойчивых институтов власти", - сказал "Вестнику Кавказа" директор международных проектов Института национальной стратегии РФ Юрий Солозобов.
Как отметил эксперт, отставка Назарбаева показала, какие институты являются хорошо работающими, какие были декоративными и находились в ауре харизмы Назарбаева. Например, Ассамблея народов Казахстана (АНК) оказалась слабой в деле недавнего этнического конфликта на юге Казахстана с дунганами. "АНК как институция инициирована президентом и встроена в парламентский строй республики. У нее была возможность стать иммунной системой Казахстана, наладив работу по предупреждению и профилактики межнациональных обострений. Но этого не произошло. АНК предпочла более комфортный режим Дома Культуры, фестивалей дружбы народов – показательных, ярких парадов костюмов", - отметил Солозобов.
Эксперт считает, что за год казахстанская модель преемственности доказала жизнеспособность. Изменилась сама модель управления Казахстаном. Страну с ручного управления перевели на автоматический режим. Токаев обеспечил плавный переход власти и ее международную легитимизацию. Он дипломат, известен всем международным центрам силы, и здесь его кандидатура не вызвала никаких затруднений. Токаев показал, что политик он зрелый, компетентный, способный на определенные реформы, которые назрели в Казахстане. Но, как считает эксперт, Токаеву предстоит работа по установлению управленческого и экономического баланса.
"Президент создал новую структуру – Национальный совет общественного доверия (НСОД). Доверие –главный элемент, который соединяет население с политической общностью. И здесь Токаев предстал, как президент политических реформ", - сказал Юрий Солозобов.
По словам эксперта, внешний фон не самый удачный для президента Токаева. Весь год ему пришлось бороться то с одним кризисом, то с другим: митинги многодетных матерей и оппозиции, взрывы складов боеприпасов в Арыси, конфликты в Кордае, падение цен на нефть и спроса на сырье. Производственный коллапс в Китае обрывает многие потребительские цепочки, это снижает жизненный уровень населения. Беспрецедентные меры принимаются по части противодействия распространения пандемии коронавируса. И здесь мы видим, что Казахстан проявил себя одним из лучших на постсоветском пространстве, оперативно была введена памятка по коронавирусу, мобилизована все медицинская система, введен режим ЧС в крупнейших городах-миллионниках.
Именно этими обстоятельствами вызван антикризисный указ Токаева о наделении президента суперполномочиями и укреплении его позиции. Прямое президентское руководство эксперты объясняют готовящимся пакетом "решительных и местами радикальных реформ", которые Касым-Жомарт Токаев анонсировал как "Новый экономический курс".
Юрий Солозобов считает, что переходный период обычно занимает несколько лет. Необходима очистительная работа по устранению старых гвардейцев и заслуженных людей в системе власти. Второе - приход нового поколения в политику. И здесь была надежда на досрочное проведение парламентских выборов для обновления политической элиты Казахстана. Я думаю, что эта задача будет еще решаться и понадобится еще два-три года на переходный период. Назарбаев же остается в нынешней конфигурации республиканским монархом.
Валерий Сурганов, главный редактор портала "Ведомости Казахстана" также считает, что первый год президентства Токаева получился непростым. "Помимо того, что транзит власти уже сопряжен с ситуацией неопределенности и некоторой нервозности, действующему президенту пришлось иметь дело с целой сетью непредсказуемых и драматичных событий, которые подпадают под определение "черных лебедей" - техногенная катастрофа в Арысе, произошедшая спустя две недели после президентских выборов, межэтнические столкновения в Кордае в начале нынешнего года, обвал нефтяных цен, девальвация национальной валюты и эпидемия COVID-19. Однако президент Токаев с честью прошел и проходит эти испытания, продемонстрировав в своей реакции на них практическую реализацию концепции "слышащего государства": выехав в экстренном порядке в Арыс, он ввел чрезвычайные (по мнению некоторых, избыточные) меры в борьбе с глобальной пандемией COVID-19. При этом он последовательно проводит свою повестку", - сказал "Вестнику Кавказа" Сурганов.
По словам эксперта, примечательно, что в Центре токаевской повестки - изменения по линии взаимоотношений "государство - общество" и ясное представление о том, что без политической модернизации эффективные экономические реформы невозможны. Государство действительно стало более "слышащим" - на таких площадках как НСОД к диалогу с властью приглашены люди с репутацией нонконформистов и оппонентов власти. Постепенно снимается табу с митинговой активности - порядок проведения митингов предлагается перевести с разрешительного на уведомительный. Рассматривается возможность либерализации партийного законодательства в части снижения порога для регистрации политических партий. Принято решение об условно-досрочном освобождении бывшего главы Казатомпрома Мухтара Джакишева, который в либеральной среде считается политзаключенным. Эти шаги подкреплены мерами социальной поддержки социально уязвимых групп населения - многодетных, малоимущих, бюджетников. Увеличена адресная социальная помощь, проведена кредитная амнистия, объявлены налоговые каникулы для малого и микробизнеса, увеличены зарплаты бюджетников и т.д.
"Тем самым трансформируется имидж казахстанской власти, она предстает как более демократичная, терпимая к инакомыслию, при этом заметно "полевевшая", социал-демократическая. Наверняка, это вызывает некоторое непонимание со стороны консервативной части элиты и госаппарата. Вследствие чего возникает напряженность, видимыми проявлениями которого становятся сливы компроматов и скандалы в социальных сетях, тезис о якобы имеющем место двоевластии, различные слухи и домыслы и т.д. И это ещё одно испытание для действующего президента. Таким образом, в качестве итогов первого года президентства Токаева можно назвать формирование его собственный повестки - если она будет последовательно подвигаться дальше, Казахстан ждут глубокие системные изменения",- считает Валерий Сурганов.