Сразу несколько политических сил: «Процветающая Армения» (ППА), партия «Айреник» (Отечество) и АРФ «Дашнакцутюн», объявили о создании контактной группы для обсуждения внутриполитической ситуации. Своеобразный союз лидера ППА, олигарха Гагика Царукяна, бывшего директора Службы национальной безопасности (СНБ), а ныне председателя «Айреник» Артура Ванецяна и представителя Верховного органа АРФ Ишхана Сагателяна уже сравнили с героями басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Говорить о формировании оппозиционного блока преждевременно, поскольку каждая из сторон союза преследует свои цели, а совместное заявление представителей контактной группы не проливает свет на то, каким образом партии будут сотрудничать.
Хотя суд в Ереване отклонил арест Гагика Царукяна, говорить о том, что лидер ППА полностью себя обезопасил от политического преследования со стороны нынешней властей Армении, преждевременно. Ситуация вокруг Царукяна по-прежнему выглядит гнетущей, поскольку премьер Никол Пашинян обозначил именно его в качестве своего основного «контрагента» вместо бывшего председателя КС Грайра Товмасяна. Для Царукяна сейчас важная любая поддержка, даже от тех сил, которые ранее откровенно смеялись и критиковали его.
Сотрудничество «Дашнакцутюн» и Царукяна само по себе парадоксально, так как идеология дашнаков опирается на революционный социализм и отвергает олигархат, в то время как в глазах Царукяна дашнаки остаются выброшенными на свалку истории революционерами-романтиками. Но на войне все средства хороши, в том числе и кратковременные союзы, тем более что жребий брошен самим Пашиняном, со слов которого, для ППА настало время самоликвидироваться. Глядя на это, другая псевдооппозиционная партия «Пресвященная Армения» поспешила откреститься от какого-либо сотрудничества с ППА.
Примечательно, что АРФ готова консультироваться с ППА, тем самым обозначить свое активное участии в складывании антипашиняновской коалиции. Предполагаемые переговоры о сотрудничестве между Пашиняном и дашнаками в марте зашли в тупик. Не исключено, что дашнаки остались недовольны предложенными Пашиняном уступками, поэтому и решили оказать содействие бизнес империи Царукяна. Дашнакам известно, что Царукян никогда не был оппозицией, чаще всего выполняя буферную функцию на выборах в парламент Армении, тем самым нанося ущерб самой АРФ «Дашнакцутюн» и всему оппозиционному движению.
Даже сейчас непонятно, на каком этапе Царукян прекратит сотрудничество с дашнаками и встанет ли он в будущем рядом с властью. Однако то, что ранее могло перекрыть кислород АРФ для прохождении в Национальное собрание, по мнению лидеров Революционной Федерации, сейчас может оказать существенную поддержку, поскольку ППА остается второй по величине фракцией в парламенте, в котором дашнаки по-прежнему крайне заинтересованы.
Эффективность союза сомнительна ввиду того, что как минимум одна из сил не имеет практически никакой общественной поддержки. Это касается Артура Ванецяна и его партии, для которой возможность примкнуть к ППА и «Дашнакцутюн» - шанс воспользоваться политической платформой этих партий, чтобы организовать для себя сравнительно недорогую, но шумную пиар-акцию. Реальной поддержки от «Айреник» едва ли можно ожидать. Возможно, Ванецян припрятал в рукаве пару козырей об источниках дохода семьи Пашиняна и поэтому может представлять определенный интерес для коалиции. Однако участие Ванецяна в союзе, скорее всего, стало результатом содействия Царукяна, поскольку дашнакам неинтересно сотрудничать с партией одного человека, чьи политические перспективы туманны.
Для Пашиняна подобный союз не представляет угрозы. Он является, скорее, препятствием для осуществления заявленной премьером «народной люстрации». Пашинян не скрывает того, что стремится зачистить политическое поле республики, оставив только те силы, которые разделяют его идеалы и ценности революции 2018 года. Люстрация должна быть эффектной и громкой, поскольку провал Пашиняна на фоне эпидемии коронавируса оказался сокрушительным. Люстрировать мелких и средних безликих политиков или чиновников премьер не станет, поскольку это может пройти незамечено, не возымев необходимой общественной реакции. Первым должен стать Царукян и члены ППА, вторыми – оставшиеся элементы РПА. Закрывать эти партии Пашинян не решиться, по крайней мере, сейчас, поскольку в этом году уже прибегал к резонансным решениям, внося конституционные поправки в период пандемии.
Тем не менее, чтобы считать альянс трех партий действительно оппозиционным, дашнакам, Царукяну и Ванецяну нужна весомая поддержка. Теоретически их может поддержать президент Армении Армен Саркисян. Для Саркисяна премьерство Пашиняна стало «преждевременным уходом на пенсию», так как в результате законотворческой деятельности блока «Мой шаг», президент Армении фактически превратился в церемониальную фигуру. Саркисян выведен из реальной армянской политики, а его полномочия постепенно сокращаются. Поддержка со стороны президента Армении может придать тройственному объедению ППА, «Айреник» и АРФ «Дашнакцутюн» импульс для развертывания масштабной компании против узурпаторской политики Пашиняна. Однако и эта перспектива туманна, поскольку скептики предполагают, что в руках Пашиняна есть рычаги давления на президента, которые не позволяют Саркисяну оказывать сопротивление.