Подписанную в начале этой недели президентами России, Азербайджана и премьер-министром Армении декларацию об урегулировании нагорно-карабахского конфликта уже назвали исторически важным документом. Завершение военной фазы конфликта и мирное возвращение оккупированных территорий Азербайджану стало возможным отчасти благодаря освобождению Шуши.
Город, считающийся символом азербайджанцев всего мира, колыбелью азербайджанской культуры, находился под армянской оккупацией 28 с половиной лет. В мае 1992 года проведенная армянскими формированиями операция "Свадьба в горах", дала им возможность установить контроль над Шушой, населенной преимущественно азербайджанцами.
В 1992 году город до последнего оборонял легендарный танкист, герой Карабахской войны, еврей по происхождению Альберт Агарунов, который был убитый снайпером 8 мая. После гибели Агарунова азербайджанские танкисты стали называть свои боевые машины его именем. Теперь ему собираются установить памятник на том самом месте, где оккупанты в свое время оставили армянский танк Т-72, первым ворвавшийся в город 8 мая 1992 года.
Расположенная на высоте и окруженная дорогами Шуша имеет важное стратегическое значение. От нее рукой подать до главного города Карабаха – Ханкенди, на который завязана вся инфраструктура. Шушу считают ключом к Карабаху: кто контролирует этот город – контролирует весь Карабах.
Военные эксперты говорят, что операция по освобождению азербайджанской армией Шуши в ноябре 2020 года войдет в анналы истории. Азербайджанские подразделения обошли контролируемые оккупационными войсками дороги и продвигались по горам, ущельям, небольшим населенным пунктам. Пока армянские вооруженные силы готовили оборону, горные подразделения азербайджанской армии, пройдя по горам практически пешком, обогнули горный массив с трех сторон и вышли на трассу Лачин - Шуша, перерезав ее и начав действовать на подступах к городу. Они пошли на штурм, приняв решение атаковать по крутому склону горы, на которой находится Шуша.
Эксперты сравнивают эту операцию с действиями руководителя восстания рабов и гладиаторов в битве при Везувии в 73 до н.э. Тогда люди Спартака изготовили канаты и лестницы из лозы и деревьев, растущих на склонах вулкана, и использовали их для спуска по скалам с противоположной стороны горы. Гладиаторы спустились при помощи веревок в полое жерло Везувия и вышли наружу через сквозную пещеру, обошли подножие Везувия и уничтожили римских солдат. Эта тактика - атаковать противника там, где тебя не ждут и когда тебя не ждут – и была использована азербайджанском горным спецназом. Однако перед ним стояла куда более тяжелая задача - подняться вверх над пропастью, на краю которой стояли армянские силы.
Воспарившие над пропастью спецназовцы доказали, что успехи азербайджанских военных связаны отнюдь не только с использованием ими своевременной техники. Исход войны решили дети тех, кто почти тридцать лет назад был изгнан со своих земель, и их боевые товарищи. Говоря о грамотной политике командования, военные аналитики также отмечают, что азербайджанской армии дали "спокойно" воевать, не форсируя события и не жертвуя людьми ради очередной высоты. Азербайджанские войска брали те узлы, которые могли нанести максимальный ущерб противнику, применяя тактику, которой от них не ожидали.
Не испытывая на себе политического давления, азербайджанская армия методично разгромила противника, и теперь, после подписания документа об урегулировании нагорно-карабахского конфликта, речь идет о восстановлении Шуши. Приведем только одну цифру, значимую не с точки зрения экономики, а с точки зрения культурных символов, о которых говорили в начале статьи. В ходе работ по изучению ущерба, нанесенного историческим и культурным памятникам на оккупированных территориях Азербайджана, проведенных Международным фондом тюркской культуры и наследия, Институтом права и прав человека НАНА и Национальной комиссией Азербайджана в ЮНЕСКО, в Шуше ущерб нанесен 215 историческим и культурным памятникам. Это очень печальный факт для всего человечества.
Так или иначе освобождение Шуши имеет огромное политическое, стратегическое и идеологическое значение. Люди вернутся на эти земли, и, хочется верить, будут жить там в мире и согласии.