Грузия продолжает надеяться на устранение негативных моментов в контактах с США, накопившихся за время президентского срока Джозефа Байдена. Президент республики Михаил Кавелашвили провел встречу с американским коллегой Дональдом Трампом на полях 80-й сессии Генеральной ассамблеи ООН и предложил ему перезагрузить отношения.
"Я сообщил президенту США, что настало время начать наши отношения с чистого листа, на что он мне ответил, что проследит за этим вопросом, и обещал, что обязательно вернется к этой теме и свяжется со мной, подождем ответа", - сказал Кавелашвили журналистам в Нью-Йорке.
Он также сообщил, что встретился с министром торговли США Говардом Лютником.
Из заявления Кавелашвили видно, что Тбилиси готов открыть новую страницу в отношениях США, однако Трамп не спешит с этим. "Молчаливую стратегию" в отношении "Грузинской мечты" республиканец проводит с первых дней президентства, хотя грузинская правящая партия еще до избрания Трампа поддержала его на президентских выборах.
В мае премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе пожаловался в обращении к Трампу и вице-президенту Джей Ди Вэнсу на то, что официальные письма, направленные из Тбилиси в Вашингтон, остались без ответа.
"Несколько недель назад я обратился к вам с письмом о грузино-американских отношениях. Указанному письму предшествовали мои публичные заявления, где я открыто выражал готовность Грузии возобновить стратегическое партнерство Грузии и США с чистого листа и с конкретной дорожной картой. Однако ответа на наше письмо и публичные заявления мы до сих пор не получили", — говорил тогда грузинский премьер.
Поведение администрации Трампа вызывает недоумение у официального Тбилиси, хотя по многим векторам политики они разделяют общие подходы. И Трамп, и команда Кобахидзе настроена на прекращение украинского конфликта и прагматизм в отношениях с Россией, а во внутренней политике выступают как антиглобалисты, сторонники суверенитета, защиты семейных ценностей и религии. Более того, после избрания Трамп начал вести борьбу с USAID, которая спонсировала "бархатные революции" в мире и в том числе в Грузии.
Надежды на Трампа были также связаны с тем, что при прежней администрации Джозефа Байдена отношения США и Грузии померили самое глубокое дно за их современную историю. После принятия "Грузинской мечтой" законов об иностранных агентах и защите семейных ценностей Госдеп ввел санкции против грузинских силовиков, чиновников и депутатов. Вашингтон приостановил стратегическое партнерство с Тбилиси.
С Евросоюзом отношения тоже испортились. Брюссель критиковал "недемократичные" законы, поддерживал оппозицию на парламентских выборах и приостановил процесс евроинтеграции Грузии. Со своей стороны Кобахидзе дал понять, что Тбилиси и сам не будет открывать переговоры о членстве в ЕС до 2028 года.
"Холодная война" между ЕС и Грузией все еще продолжается, потому что в Европе сохраняются прежние элиты, настроенные на подчинение Тбилиси своим интересам. Требования об отмене скандальных законов остаются в силе. Грузия отвечает зеркально: недавно стало известно, что грузинские представители не будут участвовать в ближайшем заседании глав МИД Евросоюза, которое состоится в Люксембурге в конце октября.
С чем связан сдержанный курс Трампа по отношению к Грузии?
Скорее всего, с недостаточной приоритетностью темы Тбилиси для Вашингтона. На фоне войны в секторе Газа, украинского конфликта, иранского ядерного досье, проектов с Саудовской Аравией и ОАЭ, координации с Турцией по Ближнем Востоку и торговых вопросов с ЕС и Китаем Грузия далеко не так важна для Трампа. Американский президент концентрируется на миротворчества и бизнесе.
Трамп за первые полгода президентства успел встретиться со многими мировыми лидерами, но не со всеми из них провел полноценные переговоры. Если с европейскими коллегами, британским премьером, Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным он вел запланированные заранее многочасовые беседы, то с президентами Казахстана, Украины и Грузии он увиделся "на ногах". Ввиду концентрации на проблемных вопросах Трамп оставляет без внимания тех, кто нацелен на дружбу с США. Грузия здесь не исключение.
Следует ли "Грузинской мечте" продолжать биться об лед - вопрос риторический, а вот диверсификацию внешней политики Тбилиси нужно продолжать, укрепляя связи с Россией, Ираном, Турцией, Азербайджаном, Китаем и другими незападными акторами. Трамп - это про силу и бизнес. Если Грузии нечего предложить Трампу, то надо укреплять свою силу, чтобы выглядеть если не равным, то хотя бы независимым партнером. Вчерашняя встреча Трампа с Эрдоганом и переговоры с Путиным в Анкоридже доказали, что глава Белого дома уважает жестких политиков.