Основное правило успешного инвестирования гласит: покупай, когда все продают, и продавай, когда все покупают. Это правило было доказано многими легендарными инвесторами, пишет Oil Price в материале Saudi Arabia’s Oil Stock Gambit. После того как энергетические рынки по всему миру обрушились, для суверенных фондов ОПЕК настало время охотиться. Но по зубам ли им такая задача?
В апреле Wall Street Journal написал, что государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии, Фонд государственных инвестиций, приобрел акции крупных европейских нефтяных компаний, включая Shell, Eni, Equinor и Repsol. Покупка обошлась королевству в миллиард долларов.
Фонд считается основным инвестиционным инструментом Саудовской Аравии в рамках диверсификации экономики: он уже купил долю круизного оператора Carnival и стал партнером группы, которая приобрела английский футбольный клуб "Ньюкасл Юнайтед" за $375 млн. По всей видимости, покупки будут продолжаться.
”Саудовцы приобретали что-то почти каждый день в течение последних нескольких недель. При этом цены на акции многих приобретенных нефтяных компаний находились на коррекционной территории, а дивидендная доходность была очень высокой, - сообщил Reuters источник, просивший не называть его имени. - Покупки совершаются на том основании, что сейчас все намного дешевле, и фонд с оптимизмом смотрит в будущее, рассчитывая на рост нефтяных цен”.
Саудовская Аравия считается зачинщиком ценовой нефтяной войны между Эр-Риядом и Москвой, которая разгорелась после того, как последняя отказалась от более масштабного сокращения добычи нефти в начале марта. В контексте ограниченного спроса дополнительное снижение производства оказалось бы каплей в море, недавно заявил глава ”Газпром нефти”, но в то время действия России вызвали гнев Саудовской Аравии, решившей затопить рынки нефтью.
Оптимизм Саудовской Аравии, возможно, связан с новым соглашением ОПЕК+, в рамках которого было решено сократить мировую добычу до беспрецедентных 9,7 млн баррелей в день. Однако последовавшая реакция рынка должна была, по крайней мере, хотя бы в малой степени расстроить наблюдателей.
Нефть немного подорожала после того, как сделка была заключена, но затем, почти сразу же, подешевела. Снижение стоимости продолжалось практически непрерывно с появлением все более пессимистичных прогнозов о мировом спросе. Они сопровождаются все более мрачными данными о мировой экономике, что отрицательно сказывается на нефти. Гамбит Саудовской Аравии может оказаться крайне рискованным.
”Не понимаю, почему Инвестиционный фонд тратит столько денег сейчас, когда каждый доллар на счету, - сказал один из ближневосточных банкиров Financial Times. - Примерно то же самое происходило с Катарским инвестиционным фондом в начале его деятельности. Стратегия вроде бы есть, но ее никто не придерживается. Они хотят заявить о себе, и при этом заработать много денег. Они хотят диверсифицировать экономику, но поступают меркантильно”.
Государственный инвестиционный фонд может инвестировать около $320 млрд. У него уже есть несколько масштабных обязательств, включая нефтеперерабатывающие заводы в Азии и флагманский технологический проект ”Видения 2030”, умный город Неом стоимостью $500 млрд. Кстати, работа над проектом ”Неом” остановилась на фоне кризиса COVID-19.
”Существует высокая вероятность того, что проект застопориться”, - сказал Asia Times экономист, занимающийся странами из Персидского залива. Тем не менее Неом попал в заголовки новостей на этой неделе после того, как силы безопасности Саудовской Аравии застрелили активиста, который протестовал против строительства умного города.
Фонд государственных инвестиций Саудовской Аравии занимается поиском выгодных сделок, так же как и аналогичные организации в других странах Персидского залива. Однако меньшие государства обладают большими средствами. Кроме того, Абу-Даби, Кувейт и Катар придерживаются более консервативного подхода в своих инвестиционных решениях, отмечает Financial Times в отчете об инвестиционных намерениях региона.
Саудовская Аравия ведет себя чрезмерно меркантильно. Печально известная точка безубыточности нефти в королевстве, превышающая $80 за баррель, на данный момент кажется не достижимой, так как кризис COVID-19 продолжается с многочисленными признаками того, что положение будет хуже, чем во время нефтяного кризиса 2014-2016 годов. Ожидается, что мировая экономика сократится на 3%, это худшие экономические показатели со времен Великой депрессии, заявил МВФ на этой неделе.
Что же ожидает Саудовскую Аравию? Стабильно дешевая нефть и снижение доходов, сокращение государственных расходов, меры по ужесточению экономики и много других негативных аспектов, если у королевства не будет финансовой подушки против самых серьезных потрясений. И все же в настоящее время Саудовская Аравия истощает свои запасы, гоняясь за сделками. Между тем, эксперты организации по всему миру предупреждают, что спрос на нефть будет оставаться низким в течение длительного времени, так как мировые хранилища наполнены до краев нераспроданными углеводородами.