Киев инициирует встречу глав МИД стран, граждане которых погибли в самолете, сбитом Ираном. Консультации планируется провести в Мюнхене на полях конференции по безопасности, которая пройдет 14-16 февраля. Тегеран продолжает расследование дела о сбитом в январе у иранской столицы пассажирского украинского самолета, но страны, граждане которых погибли в результате катастрофы, критикуют нежелание Исламской республики делиться ключевой информацией.
The Japan Times в материале Tensions mount over Iran's probe into Ukrainian jetliner it downed пишет, что власти Ирана изучают инцидент, в ходе которого рейс Международных авиалиний Украины, вылетевший в Киев 8 января, был сбит системой ПВО через несколько минут после взлета, в результате чего погибло 176 человек.
Украинский телеканал ”1+1” обнародовал записи разговора между авиадиспетчером и пилотом иранского рейса Aseman Airlines во время удара по украинскому авиалайнеру. Пилот описывает ”вспышки на маршруте, похожие на ракету” и просит разъяснений у диспетчера. После того, как произошла утечка записи разговора, президент Украины Владимир Зеленский обвинил Тегеран в том, что он "с самого начала" знал, что Боинг-737 был сбит ракетой.
Страны, граждане которых погибли в результате крушения самолета, подвергли критике отказ Ирана передать ”черные ящики” с самолета Украине или одной из стран, способных восстановить и проанализировать содержащиеся в них данные.
Катастрофа случилась в период, когда оборонительные системы Ирана находились в состоянии повышенной готовности на случай ответа США на иранские удары несколькими часами ранее по американским войскам, размещенным в Ираке - возмездие за убийство высокопоставленного иранского командира Касема Сулеймани.
Канада, 57 граждан который погибли в результате трагедии, с самого начала подозревала, что самолет был сбит ракетой. На борту авиалайнера находились в основном иранские граждане, а также канадцы, афганцы, британцы, шведы и украинцы.
Иранские власти настаивали на том, что катастрофа, вероятно, была спровоцирована технической неисправностью, отрицая утверждения о том, что самолет был сбит. Но рано утром 11 января иранские военные признали, что самолет потерпел крушение из-за человеческого фактора.
Командующий Военно-космическими войсками Революционной гвардии Ирана, бригадный генерал Амир-Али Гаджизаде взял на себя ответственность, заявив, что ракета была запущена в результате ”неверного решения” оператора системы.
До получения информации от военных властей, следователи первоначально заявляли, что авария, вероятно, была спровоцирована ”возгоранием двигателя или взрывом на борту” самолета.
Правительство Ирана утверждало, что не было проинформировано об истинной причине аварии до полудня 10 января, отрицая какое-либо сокрытие и обещая прозрачное расследование для всех заинтересованных сторон.
Несколько дней спустя в социальных сетях появилось видео, на котором зафиксировано, что по самолету была выпущена не одна, а две ракеты с интервалом около 30 секунд. Данные были подтверждены 20 января Организацией гражданской авиации (ОГА).
”Правительство не было проинформировано об инциденте”, - заявил на этой неделе глава администрации президента Хасана Рухани Махмуд Ваези. По поводу записи, показанной на канале ”1+1” Ваези сказал, что она была передана украинцам, и ”поэтому не является секретом”.
Он отметил, что пилот на записи не говорит, что самолет был сбит ракетой.
Огни, увиденные пилотом, могли быть пожаром на самолете, сказали представители ОГА, подтвердив, что организация хочет работать с заинтересованными странами, и призвав ”все стороны избегать политизации” катастрофы.
Канада неоднократно просила Иран передать ”черные ящики” с самолета Украине или Франции для экспертного анализа.
”Сообщество скорбящих наций продолжает призывать Иран немедленно передать ”черные ящики””, - написал во вторник министр иностранных дел Канады Франсуа-Филипп Шампань.
ОГА, признающая, что не имеет средств для извлечения данных из бортовых самописцев, попросила своих французских и американских коллег, BEA и NTSB, соответственно, предоставить список необходимого оборудования.
Министр иностранных дел Швеции Анн Линде также призвала к ”немедленной передаче” ”черных ящиков”. ”Иран должен завершить расследование, при этом обеспечив подотчетность, прозрачность и справедливость для жертв рейса PS752”, - написала она в Твиттере.