Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь выдвинул версию о том, что родиной коронавируса стал не Ухань. В китайскую провинцию Хубэй заразу завезли американские военные, участвовавшие во Всемирных военных играх в октябре 2019 года. CNN в материале Chinese diplomat promotes conspiracy theory that US military brought coronavirus to Wuhan отмечает, что Чжао Лицзянь повторно опубликовал в Твиттере, где у него 300 тыс. подписчиков, видео выступления перед комитетом Конгресса США директора Центров США по контролю и профилактике заболеваний (CDC) Роберта Редфилда.
На заседании 11 марта Редфилд сообщил, что некоторые случаи смерти от гриппа в США были позже идентифицированы как случаи заболевания COVID-19, вызванного новым коронавирусом. Редфилд не сказал, в какой период времени умерли зараженные, но Чжао ссылается на него в поддержку набирающей популярности теории о том, что коронавирус возник не в центральной китайской провинции Хубэй.
Видео с выступлением Редфилда было опубликовано в Твиттере также государственными СМИ, включая национальную телекомпанию CCTV и популярный таблоид Global Times.
Китайский дипломат не представил дополнительных доказательств своей теории, но написал: ”CDC был пойман с поличным. Когда в США был зарегистрирован первый заболевший? Сколько людей заражено? В каких больницах они находятся? Возможно, именно армия США ответственна за эпидемию в Ухане. Будьте честны! Обнародуйте свои данные! США должны объяснить ситуацию!"
Представитель пресс-службы МИД Чжао Гэн Шуан заявил, что в международном сообществе бытуют различные мнения о происхождении вируса. ”С точки зрения Китая, это научный вопрос, который должен решаться на профессиональной основе”, - сказал он, избегая вопросов о том, представляет ли опубликованный Чжао пост в Твиттере официальную позицию китайского правительства.
Теории происхождения
Ряд китайских социальных сетей и даже правительство страны, похоже, начали согласованную кампанию, чтобы поставить под сомнение происхождение нового коронавируса, который поразил более 125 000 человек во всем мире.
Первые случаи заражения вирусом были зарегистрированы в Ухане, и с тех пор в этом городе было больше заболевших и умерших, чем где-либо в мире.
Выступая на пресс-конференции в Пекине 4 марта, Чжао заявил журналистам, что ”пока не сделано никаких выводов о происхождении вируса”, и китайские ученые все еще пытаются установить его происхождение.
27 февраля китайский специалист по инфекционным заболеваниям Чжун Наньшань также задался вопросом, где появился коронавирус. ”Впервые инфекция была обнаружена в Китае, но вирус, возможно, возник не в Китае”, - сказал Чжун на пресс-конференции.
В четверг Хуа Чуньин, начальник Чжао, возглавляющая Департамент информации МИД Китая, разместила в Твиттере ссылку на слова Редфилда, заявив, что ”абсолютно неправильно и неуместно называть вирус китайским”.
8 марта посол Китая в Южной Африке Линь Сунтянь написал в Твиттере, что хотя первая эпидемия была зафиксирована в Китае, это не значит, что вирус ”появился именно в этой стране”.
Однако Чжао Гэн предупредил, что происхождение вируса может быть определено только учеными: ”Мы не хотим, чтобы те, кто занимается этой проблемой, клеймили другие страны. Поскольку COVID-19 перерастает в пандемию, мир должен объединиться, чтобы бороться с вирусом, а не выдвигать обвинения и нападать друг на друга, что не является конструктивным решением”.
Дипломатия в Твиттере
Комментарии Чжао - еще один пример того, как китайские руководители используют Твиттер для защиты своей страны, несмотря на то, что в стране запрещена эта платформа, наряду с Facebook, Instagram и рядом других известных западных социальных сетей. До 2019 года всего несколько китайских чиновников было зарегистрировано в Твиттере. Но с тех пор послы, главы миссий и представители МИД Китая по всему миру присоединились к платформе.
В январе посол Китая в Великобритании Лю Сяомин вынес на обсуждение в Твиттере решение Великобритании о запрете телекоммуникационному гиганту Huawei использовать сети 5G .
Посол Китая в США Цуй Тянькай в декабре воспользовался Твиттером, чтобы опровергнуть обвинения в нарушениях прав человека в отношении уйгурского мусульманского большинства в Синьцзяне.
Чжао получил повышение в середине 2019 года, заслужив в Твиттере репутацию защитника интересов Китая: он спорил с западными политиками и блокировал критику Пекина, когда занимал пост старшего дипломата в китайском посольстве в Пакистане.