Вестник Кавказа

Иран создает масштабную энергетическую сеть, усиливая геополитическое влияние

Oil Price

Через месяц после того, как Объединенные Арабские Эмираты, а следом и Бахрейн сообщили о нормализации отношений с Израилем, Ирак объявил, что подписал контракт с Иорданией об объединении электрических сетей двух стран. Это обеспечит прямую связь между Иорданией и региональным спонсором Ирака, Ираном, который недавно подписал с Багдадом двухлетнее соглашение о поставках электроэнергии.

Oil Price в материале Iran Is Building A Massive Energy Network To Boost Its Geopolitical Influence пишет, что последней частью этой региональной сетевой операции, меняющей правила игры, стало то, что незадолго до заключения соглашения с Ираком Иордания объявила о подписании с Саудовской Аравией меморандума о взаимопонимании, в котором изложены рамки совместного сотрудничества для подключения электрических сетей двух стран.

Знаменательная двухлетняя сделка Ирана о продолжении поставок жизненно важной электроэнергии в Ирак (как напрямую из сети, так и косвенно через поставки газа, которые используются на электростанциях) расценивается обеими странами как важный пункт в их более широкой региональной стратегии, предусматривающей дальнейшее введение американских санкций. Поскольку на иранские энергоносители приходится от 30 до 40% электроэнергии, потребляемой в Ираке в зависимости от сезона, США подталкивали Ирак к обязательству сократить импорт от своего соседа накануне визита премьер-министра Ирака Мустафы аль-Казыми в Вашингтон в августе.

 

В качестве стимула американские компании Chevron, General Electric, Honeywell International, Baker Hughes и Stellar Energy подписали с правительством Ирака соглашения с целью усиления энергетической независимости Ирака от Ирана на сумму не менее $8 млрд. Белый дом, в свою очередь, предоставил Ираку 120-дневную отсрочку в отношении импорта иранской энергии в качестве временной меры. Но США убедились в том, что обещания, данные аль-Казыми в Вашингтоне, выполнены не будут, и сократили очередной срок отсрочки в два раза.

Теперь США понимают, что стремление Ирака к созданию региональной энергосистемы на Ближнем Востоке представляет собой попытку не уменьшить зависимость Багдада от Ирана, а расширить региональное влияние Тегерана. ”До встреч между аль-Казыми и высокопоставленными должностными лицами в Вашингтоне в августе представители Белого дома были рады, что Ирак настаивает на создании региональной энергетической сети, в том числе с помощью государств Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива [Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов], так как это уменьшит зависимость Ирака от Ирана и поможет ввести Багдад в сферу влияния США, в настоящее время ограниченную Саудовской Аравией. Но Иран подталкивает Ирак к тому, чтобы вывести государства ССАГПЗ, в том числе Саудовскую Аравию, из сферы влияния США.

За месяц до визита аль-Казыми в Вашингтон, министр энергетики Ирана Реза Ардаканян заявил, что энергосистемы Ирана и Ирака были полностью синхронизированы, а электроэнергией обе страны обеспечиваются за счет новой линии электропередачи ”Амара-Кархе”, мощностью 400 кВ и протяженностью более 73 километров. По его словам, новая линия ”дает возможность увеличить экспорт энергии в Ирак в ближайшем будущем с нынешних 1361 мегаватт в день”. Диспетчерские центры и сами сети Ирана и Ирака теперь полностью связаны между собой в Багдаде, а Иран подписал трехлетнее соглашение о сотрудничестве с Ираком, ”чтобы помочь электроэнергетике страны в различных аспектах”. В то же время Иранская компания по производству и поставке электрооборудования объявила, что экспорт электроэнергии Ирана в другие соседние страны в предыдущем иранском календарном году (закончившемся 19 марта 2020 года) достиг более 8 млрд киловатт-часов (кВтч), что в среднем на 27,6% больше, чем в прошлом году. На данный момент электричество из энергосистемы Ирана получают Армения, Азербайджан, Пакистан, Афганистан и Нахичеванская Автономная Республика, плюс, конечно, Ирак (где рост составил 34,6% по сравнению с предыдущим годом). Новая сеть не включает в себя параллельные сетевые соединения, которые Иран консолидирует с точки зрения как прямого обмена электроэнергией, так и поставок газа, включая Туркменистан и Турцию.

 

Иордания не рассматривается как прямой союзник Ирана, но при этом в последние месяцы удовлетворяет запросы Ирака по расширению сотрудничества. В июле министр энергетики Иордании Хала Завати объявила, что Королевство возобновит импорт нефти из Ирака, начиная с не менее 10 000 баррелей танкерной нефти в день. Однако это было лишь частью сделки, заключенной в начале этого года между двумя странами и предусматривающей гораздо более широкое сотрудничество, которое более тесно свяжет Иорданию с Ираном.

Ключевой инициативой в этом контексте становится строительство нефтепровода (а возможно, и газопровода) между двумя странами, при этом первоначальная идея заключалась в создании маршрута ”Басра-Акаба” протяженностью около 1700 км. В декабре 2019 года Министерство нефти Ирака объявило о завершении процесса предварительного отбора компаний, заинтересованных в участии в проекте, при этом первая фаза включает создание 700-километрового трубопровода с пропускной способностью 2,25 млн баррелей в пределах иракских территорий. Второй этап включает строительство 900-километрового трубопровода в Иордании между Хадитой и Акабой с пропускной способностью в миллион баррелей. Таким образом Иран создаст еще одну альтернативную экспортную линию нефти Ирак-Иран на исторически уязвимом маршруте Ормузского пролива, чтобы дополнить текущие планы в отношении трубопровода ”Гурия-Джаск” и трубопровода в Сирию. За счет этого будет обеспечен еще один ”прикрывающий” маршрут для иранской нефти, замаскированной под иракскую нефть, которую затем можно будет легко отправлять как на Запад, так и на Восток.

В соответствии с соглашением по электроэнергии, только что подписанным между Ираком и Иорданией, Королевство будет предоставлять Ираку 1000 гигаватт (ГВт) часов в год на первом этапе после завершения проекта электроснабжения, осуществление которого займет около 26 месяцев. За этим последует второй этап, который позволит обеим сторонам дополнительно увеличить мощность обмена. Завати подчеркнула, что проект повысит стабильность и надежность электрических сетей в обеих странах, а также придаст импульс созданию совместного рынка электроэнергии в арабском мире. По словам Завати, сотрудничество должно включать Саудовскую Аравию, с которой Иордания только что подписала аналогичное соглашение об объединении электрических сетей.

Между тем, государственный советник и министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что Китай придает большое значение китайско-иорданскому стратегическому партнерству и уникальной роли, которую Иордания играет в международных и региональных делах. В свою очередь Китай - через Guangdong Yudean Group - главный спонсор (на данный момент предоставивший $1,6 млрд) и партнер строящейся в Иордании сланцевой электростанции.

13120 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ