Советник палестинского лидера Набиль Шаат рассказал о дилемме, с которой столкнулся Махмуд Аббас после обнародования ближневосточного плана ”Мир во имя процветания”. ”Президент вновь подчеркнул необходимость национального единства и согласился поехать в Газу для участия в саммите по вопросам единства. Он поддержал необходимость общественной борьбы и призвал пересмотреть функции Палестинской администрации”, - сказал чиновник.
Al-Monitor в материале Abbas caught between rock and hard place as Trump unveils Mideast plan, со ссылкой на Шаата, пишет, что решение об осуществлении инициатив Палестинского национального и центрального советов будет включать приостановку координации по вопросам безопасности. Шаат не смог ответить на вопрос, вынудит ли Аббаса решение, которое он примет, выбирать между политическим или даже личным выживанием в рамках процесса пересмотра отношений с Израилем.
Выступая на палестинском телевидении ночью 28 января Аббас перечислил действия, которые можно предпринять в ответ на американский план. Он рассказал о предстоящей 1 февраля встрече Лиги арабских государств, за которой последуют заседание Организации исламского сотрудничества, затем саммит Движения неприсоединения, потом встреча Африканского союза. Аббас подчеркнул, что палестинцы не могут рассчитывать на помощь извне, ”не приложив собственные усилия”.
Диана Бхутто, бывший советник по правовым вопросам палестинской переговорной группы, более резко охарактеризовала стоящий перед Аббасом выбор: ”В прошлом президент Аббас неохотно делал что-то для обеспечения ответственности Израиля за свои действия. Если он решится на изменения и начнет стратегию привлечения Израиля к ответственности, то у него не будет другого выбора, кроме как инициировать кампанию ”Бойкот, изоляция и санкции” (BDS) и приостановить координацию по вопросам безопасности с Израилем”.
Шаат, в свою очередь, затруднился ответить, будет ли Аббас поддерживать кампанию ”Бойкот, изоляция и санкции”. ”BDS - прерогатива активистов и таких группировок, как ”Фатх” и ”Хамас”, но не правительства, - сказал он. - Когда мы прекратили импортировать телятину несколько недель назад, израильтяне жестоко отомстили нам”.
Палестинская администрация запретила импорт телятины из Израиля в октябре 2019 года, заменив его на импорт из других стран в рамках плана ”экономического разделения”. Израиль ответил рядом мер, которые негативно сказались на палестинской экономике.
Бхутто понимает, что, если Аббас инициирует BDS, гнев Израиля гарантирован. Она также не уверена, что палестинские группировки готовы объединиться. ”Если война 2014 года в Газе не заставила их объединиться, ничего уже не поможет”, - сказала она.
Хани аль-Масри, исполнительный директор аналитического центра Masarat, считает, что идея национального единства не может быть решена за одну встречу. ”Должна быть широкая сеть, охватывающая как можно большее представительство палестинцев”, - сказал он в интервью Al-Monitor. По словам Масри, национальное единство не может ограничиваться несколькими лидерами и должно включать представителей гражданского общества, женского движения и молодых активистов, а также председателей профсоюзов и общественных деятелей по всей Палестине.
Салва Худайб, член Революционного совета ”Фатх” не верит, что ”Хамас” продолжит процесс объединения”.
Между тем, Кайед Маари, директор Центра по защите прав граждан в Наблусе, сказал Al-Monitor, что необходимы стратегические и непрерывные действия, а не изолированная реакция на речь Дональда Трампа.
Выступая по телевидению Аббас призвал к народной борьбе, но было неясно, желает ли палестинское руководство взять на себя обязательство по усилению невооруженного давления на Израиль. Палестинцы долго обсуждали ненасильственную борьбу, но без четкого консенсуса по руководящим принципам. В Газе невооруженные акции, например ”Марш возвращения”, часто становились инструментом политических манипуляций и не были полностью ненасильственными.
Перед палестинским руководством стоит непростой выбор. Очевидно, что палестинская сторона сильна в умении отказываться от навязываемых политики и идей, но очередным усилиям США, будет нелегко противостоять. Хотя план Трампа отражает его поддержку переизбранию премьер-министра Биньямина Нетаньяху, вызывает беспокойство тот факт, что такой подробный план с многочисленными дарами Израилю станет новым политическим ориентиром, который может спровоцировать переход от международных резолюций к произраильскому решению и привести к аннексии большего количества палестинских земель. Позиция палестинского руководства невероятно сложна, поэтому необходимы сильное национальное единство и готовность пойти на еще большие жертвы.
Что касается позиции России в этом вопросе, то ее озвучил глава МИД Сергей Лавров: "В отношении "сделки века" мы слышали комментарии о том, как она выглядит, происходят какие-то утечки. Если они имеют под собой фактические основания, то речь идет о принципиально новом подходе к решению проблем между Палестиной и Израилем, о подходе, который отличается от всего того, что до сих пор было признано международным сообществом в качестве основы для урегулирования (резолюции СБ ООН, Мадридские принципы, Арабская мирная инициатива)… Самое главное – узнать позиции сторон, прежде всего позицию палестинцев, потому что речь идет о создании палестинского государства, то, о чем были приняты решения международного сообщества. Безусловно, нужно будет понять реакцию арабских друзей Палестины, Лиги арабских государств, учитывая, что именно ей принадлежит Арабская мирная инициатива, одобренная мировым сообществом в качестве неотъемлемой составной части решения проблемы двух государств – Израиля и Палестины".
Свою оценку происходящего дал и немецкий политолог-международник, член Валдайского клуба Александр Рар: "Мы имеем дело с Америкой, которая всеми силами будет бороться за лидерство. Другие президенты Америки были или связаны другими какими-то обязанностями, или пытались вести себя более дипломатично, но фактически не решили в любом случае израильско-палестинский конфликт. Трамп своими методами пытался решить проблемы и в других регионах… Думаю, что израильско-палестинский конфликт будет усиливаться. Америка при Трампе показывает свое предпочтение Израилю, и я не вижу силы, которая может остановить США в этом вопросе. Но мне кажется, что нужно комплексно решать проблемы всего Ближнего Востока, где сейчас появились другие игроки, в том числе Россия".