В этом году во всем мире отмечается 75-летие начала работы в Нюрнберге Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран, юридически закрепившего окончательный разгром фашизма и сыгравшего важнейшую роль в развитии международного права. Сегодня Госдума приняла заявление о недопустимости оправдания и героизацици нацизма, решив, что попытки переписать историю, исказить и пересмотреть итоги Второй мировой войны, в том числе зафиксированные в приговоре трибунала, неприемлемы.
Почему об этом заговорили через 75 лет после победы над фашизмом? Дело в том, что мире, в частности, в бывших советских республиках, которые в свое время больше других пострадали от фашистов, эта идеология снова поднимает голову. Так, еще в 2016 году в центре Еревана был открыт памятник пособнику Гитлера, основателю армянского подразделения СС, осужденному советским судом, Гарегину Нжде, которого после развала СССР в Армении возвели в ранг национального героя. Для армянских властей история Нжде оказалась что дышло: куда повернешь, то и вышло. Да, мол, был грешок – сотрудничал с фашистами, но все ведь ради светлой идеи борьбы за независимую Армению.
Правда, Нжде любил свою страну весьма своеобразно – насаждая негатив в отношении других народов, сея в поселившихся в разных государствах армянах ненависть по отношению к туркам и Турции. Философия Нжде сегодня выглядит несколько фэнтезийной, будто он при написании философских трудов создавал собственную вселенную. Естественно, в центр вселенной Нжде ставит армян; для каждого из них высшей ценностью должна быть нация, вне которой ни один армянин не может полноценно существовать. Армяне во вселенной Цехакрон (цех – род, крон – вера) делятся на три вида. (Чем-то напоминает общество планеты Плюк из "Кин-дза-дзы" Георгия Данелии. "Если у общества нет цветовой дифференциации штанов, значит, нет цели").
Во вселенной Нжде все армяне делятся на три чувственно-сознательные части:
1. Цехамард – лучшая частью армянской нации. Этой части общества родина нужна, как воздух. Цехамард осознанно воюет и жертвует собой для спасения чести родины; живет вечными идеалами и целями, памятью о прошлом, верой в будущее и каждодневной борьбой.
2. Жоховурд – колеблющиеся часть армянства. Жоховурд (коих подавляющее большинство) - по большому счету обыватель, подверженный влиянию как лучшей, так и худшей части социума.
3. Таканк – худшая часть армян; это враг рода, ставший частью внешнего врага. Таканк эгоцентричен, меркантилен и омерзителен, не имеет никаких обязанностей перед армянской нацией и государством, но всегда что-либо требует для себя.
"Если сегодня наш народ только лишь получает удары и трагически не может ответить на них, то причиной этому является то, что он не живет по-родовому. Цехакронизм − вот та панацея, без которой армянство останется наиболее обездоленной частью человеческой цивилизации", - полагал Нжде.
Казалось бы, эти времена в прошлом, но в Армении и сегодня исповедуют эту идеологию. После поражения во второй Карабахской войне последователи Нжде собирают армян под свои знамена, пытаясь убедить молодежь в том, что Гарегин Нжде — спаситель нации. Далее цитируем по группе его сторонников "Вконтакте":
"Братья, сейчас цехакронизм актуален как никогда, все люди, которые хотят блага для своей страны, должны объединиться вокруг этой философии. Давайте объединимся братья врагам назло!"
"Вы либо следуете заветам Нжде, и для вас враг - турок, либо вас настигнут цехакронисты; рано или поздно мы достигнем тех, кто не хочет единения армян".
Что предлагают сегодня последователи Нжде:
"Опрашивать всех руководящих лиц через детектор лжи, давать всем министрам год на достижение прогресса; в случае его достижения - поощрение в виде премии, в случае провала - лишение должности".
"Лишить гражданства Роба, Сержа, Царукяна, национализировать все их имущество"
"Улучшить отношения с Грецией, Сербией, Ливаном, Курдистаном, Ливией, Китаем, Францией, Ираном, можно и с арабами. Все, кто против турок - наши союзники". Также предлагается развивать экономико-военное сотрудничество и закупать оружие (с припиской "недорого").
Азербайджанский Нахчыван и турецкую Восточную Анатолию предлагается в перспективе отобрать у хозяев, а пока вести информационную войну за эти территории.
"Брать пример с таких стран, как Швейцария, Япония, Израиль". (Особенно неожиданной для всегда стремившейся к мононациональности Армении выглядит швейцарская модель).
Начать производить собственное оружие – "хотя бы одну линию чего-нибудь".
"Нашим братьям езидам и ассирийцам помогать, во-первых, статую дружбы прямо в центре Еревана установить, во-вторых езидов притесняют в Шангале - помочь как-нибудь уж точно можем, хотя бы гуманитарную помощь организовать или привезти к нам и дать гражданство людям".
"За каждого нашего солдата ликвидировать минимум 20, а то и больше врагов, забыть про мораль и международное право".
Таков современный цехакронизм, идеи которого близки не только отморозкам из соцсетей, но и руководителям Армении.