Президент Египта Абдул Фаттах ас-Сиси поднял ставки в ливийском конфликте в Ливии, предупредив, что Каир может вмешаться, чтобы остановить марш на восток сил поддерживаемого Турцией правительства, пишет The Defence Post в материале Will Egypt Send Troops Into Libya? Сиси выступил с этим заявлением после того, как расположенное в Триполи Правительство национального согласия (ПНС) оттеснило силы маршала Халифы Хафтара, пытавшегося захватить ливийскую столицу на протяжении 14 месяцев.
В субботу президент Египта предупредил, что, если силы, выступающие за ПНС, начнут наступление на стратегический город Сирт, примерно в 450 километрах к востоку от Триполи, это может спровоцировать прямое вмешательство Каира. Сиси заявил, что нападение на Сирт или авиабазу Эль-Джуфра будет равносильно пересечению ”красной линии”, и назвал защиту западной границы Египта основанием для ”прямого вмешательства”. Длительное и безуспешное наступление на Триполи союзника Сиси Хафтара прекратилось после того, как Турция встала на защиту ПНС. При поддержке Анкары ПНС одержало серию военных побед и поклялось двигаться дальше, чтобы захватить прибрежный город Сирт, открывающий путь к ключевым ливийским экспортным нефтяным портам. Заявление Сиси было поддержано спикером восточного парламента Ливии Агилой Салехом и его союзниками в регионе, включая Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Иорданию. Разгневанное ПНС назвало это заявление ”объявлением войны”.
Будет ли Египет воевать в Ливии
Аналитики отвергли возможность полномасштабной войны между египетскими и турецкими силами в Ливии. ”Крайне маловероятно, что Египет вступит в прямой военный конфликт в Ливии, - сказал Хасан Нафаа, политолог в Каирском университете. - Послание Сиси было скорее политическим, чем военным. Таким образом Египет поддерживает своих союзников”. Ни Египет, ни его арабские союзники ”не собираются свергать ПНС в Триполи, потому что это будет больше, чем просто оборона”, - согласилась Клаудия Газзини из брюссельской Международной кризисной группы. Жесткая позиция Сиси - предупреждение американцам о том, что последние действия со стороны Турции представляют угрозу, добавила Газзини.
Чем рискует Египет
Длинная и незащищенная пустынная граница Египта с Ливией вызывает серьезную обеспокоенность у Каира, особенно после вызвавшего хаос свержения Муаммара Каддафи в 2011 году. Египетские лидеры обвиняют боевиков, проникающих через ливийскую границу, в преступной деятельности на территории страны. Каир ”не доверяет Правительству национального согласия и рассматривает участие Турции в качестве серьезной угрозы”, - сказал Езид Сайиг, старший научный сотрудник Фонда Карнеги. Поддержка Хафтара со стороны Египта в первую очередь ”обусловлена надеждами на возможность обезопасить общую границу”, добавил эксперт. В начале июня Египет предложил мирную инициативу для Ливии, которую назвал ”Каирской декларацией”. Каир призывал к прекращению огня, роспуску ополченцев и выводу наемников. Но план, обнародованный Сиси с одобрения Хафтара, был отклонен ПНС и Анкарой в попытке выиграть время для перегруппировки сил.
Почему Египет обеспокоен
Отношения между Каиром и Анкарой резко ухудшились в 2013 году, когда Сиси возглавил военный переворот, в результате которого был свергнут его предшественник президент-исламист Мухаммед Мурси, поддерживаемый Турцией. Оказавшись на противоположной от Турции стороне ливийского конфликта, Египет опасается, что вооруженные формирования, связанные с Анкарой, могут проникнуть через его границы. ”Самый большой страх заключается в том, что если ПНС продвигается, то и Турция продвигается, то есть враг Египта становится его соседом, - сказала Газзини. - Такого сценария Египет хотел бы избежать”. Египет может вмешаться, по крайней мере, для обеспечения того, чтобы силы Хафтара отстояли свои позиции в Сирте и Эль-Джуфре, считает Нафаа. ”Прямое вмешательство значительно помогло бы Хафтару, обеспечив его тыл, дав возможность войскам для передислокации в центральную Ливию, и укрепив моральный дух”, - сказал Сайиг.
Что дальше
Хотя прямое вмешательство Египта повысило бы шансы Хафтара сохранить контроль над Сиртом, Египет по-прежнему считает этот вариант крайней мерой, говорят аналитики. ”Вероятность того, что Египет вмешается напрямую, возрастает, хотя я думаю, что администрация Сиси предпочитает прибегнуть к этому варианту только в крайнем случае”, - сказал Сайиг. По данным ЦРУ, у Египта одна из крупнейших на Ближнем Востоке армия с численностью 438-458 тыс. человек. Страна входит в число главных получателей военной помощи США в размере почти $1,3 млрд. Помощь предоставляется в рамках политики Вашингтона по оказанию содействия Каиру в борьбе с джихадистами на Синае. В мае США также одобрили сделку на $ 2,3 млрд на покупку боевых вертолетов для Египта.
Сиси ничего не сказал о каком-либо вмешательстве, но призвал египетские войска ”быть готовыми выполнить любую миссию внутри наших границ или, если необходимо, за их пределами”. Он заверил ливийские племена, что Египет готов их поддерживать, вооружать и обучать. Между тем, любая египетская военная интервенция будет сопряжена с большими финансовыми затратами для экономики страны, которая демонстрирует признаки восстановления после многолетних политических потрясений. ”Египет пойдет на серьезный риск, если согласиться вмешаться”, - сказала Газзини. Может возникнуть ”стратегически тупиковая ситуация, которая, как мы надеемся, приведет к более серьезным дипломатическим усилиям международного сообщества по достижению прочного политического урегулирования ливийского конфликта”, - сказал Сайиг.