Обострение ситуации вокруг Украины вызвало заметный переполох среди армянских националистов. Для них обрели актуальность запланированные на весну политические акции, лейтмотивом которых станет призыв к перезагрузке псевдопатриотического движения армянских сепаратистов 1988-1991 годов.
Подобно событиям многолетней давности, в ходе которых националистическая риторика в Армении и Карабахе прикрывалась демократичными лозунгами периода "перестройки", предстоящие акции должны быть приурочены признанию ДНР и ЛНР. Реваншисты надеются реанимировать мотивацию своих сторонников, продемонстрировав якобы возможность аналогичного признания уже несуществующей "НКР". По замыслу националистов, поддержка российской политики на Донбассе может обернуться внезапными дивидендами в отношении армянской оккупации Карабаха, став альтернативной российско-азербайджанскому сближению. Поэтому в поддержку признания ДНР и ЛНР уже высказался ряд видных членов армянской диаспоры в России, лояльных сторонникам армянских оккупационных сил на территории Азербайджана.
Сейчас оппоненты руководства Армении озабочены поиском ключевого аргумента по низложению премьера Никола Пашиняна. Поскольку требование расследовать причины поражения Армении в 44-дневной войне не возымело желаемого результата, сейчас противники Пашиняна рассчитывают раскачать общественность, используя пассивность премьера на внешнеполитической арене. Пашинян упустил сближение России и Азербайджана, которое отразилось в Декларации о союзническом взаимодействии, молчит в отношении уголовного преследования лидеров карабахского клана, инициированного руководством Азербайджана, стало быть, его можно считать врагом армянского "освободительного движения" и вообще "турецким агентом". Признание Россией ЛНР и ДНР должно убедить армянского обывателя в том, что как глава правительства Пашинян абсолютно бездарен, поскольку не сумел добиться признания режима "НКР".
Теперь армянские националисты рассчитывают на геополитическую трансформацию в регионе. Дело в том, что вскоре после подписания указа о признании Россией ДНР и ЛНР, МИД Турции выступил с заявлением, в котором обозначил решение Москвы как неприемлемое и противоречащее международным правовым нормам. Армянские реваншисты верят, что поскольку Турция стремиться участвовать в миротворческом процессе между Арменией и Азербайджаном, разногласия между Анкарой и Москвой могут подтолкнуть Кремль пересмотреть значение турецкого фактора в переговорном процессе по послевоенному мироустройству. В таком случае сбудется заветная мечта армянского национализма - поспособствовать столкновению интересов России и Турции, оказав идеологическую поддержку российской политике в регионе. Подобная перспектива подтвердит многолетний миф карабахского клана, согласно которому России якобы выгодно региональное усиление Армении за счет ослабления турецкого влияния.
В действительности же существующие противоречия между Турцией и Москвой не могут повлиять на продвижение миротворческой политики на Южном Кавказе, поскольку преодоление, в том числе, региональной транспортной блокады удовлетворяет интересы всех, кроме воинствующих армянских реваншистов, комфортно расположившихся за спинами российских миротворцев, призванных соблюдать мир в регионе, а не прикрывать тыл партии войны.
Однако обострение ситуации на Украине может спровоцировать замедление миротворческого процесса в Армении. В таком случае Пашинян и его команда сосредоточатся на внутриполитической борьбе, вынося за скобки политической повестки выполнение достигнутых договоренностей, так как ситуация в Донбассе будет требовать повышенного внимания России. Аналогичным образом политической передышкой могут воспользоваться и оппоненты армянского премьера, поскольку любые вялотекущие процессы внутри республики на фоне геополитического противостояния Запада и России не способны обнажить беспомощность и бесполезность армянской националистической оппозиции.