Прошедшая неделя оказалась насыщенной для всех стран Южного Кавказа, но наиболее динамично политические процессы по-прежнему развиваются в Грузии, даже несмотря на то, что соседняя Армения вышла на финишную прямую президентской кампании 2013.
Стержень интриги для современной грузинской политики – это противостояние между Михаилом Саакашвили и Бидзиной Иванишвили, которое проявляется буквально на всех площадках, от Тбилиси до Давоса. Каждое громкое заявление лидера «Грузинской мечты» встречает жесткую отповедь со стороны действующего президента Грузии. И, прежде всего, это касается российской тематики.
В своем выступлении на Давосском форуме Иванишвили подтвердил, что евроинтеграция является главным приоритетом его страны. Однако не эта дежурная декларация, а первая встреча Иванишвили и Медведева на Давосской площадке вызвала столь пристальное внимание международных СМИ. Правда, на полноценную встречу рукопожатие и обмен приветствиями, едва ли, тянет. Но, с другой стороны, появились и сведения о том, что первая полноценная встреча делегации России и Грузии состоится в ПАСЕ уже в апреле 2013 года.
Пока Иванишвили пробовал «Русский завтрак» на Давосском форуме Михаил Саакашвили выступил на Парламентской ассамблее Совета Европы. Надо сказать, что в очередной раз спич грузинского лидера превратился в настоящее шоу. В относительно короткий промежуток времени грузинскому президенту удалось вместить перечень всех успехов «революции роз», которые, конечно же, были достигнуты исключительно благодаря его чуткому руководству.
Конечно, российская делегация несколько подпортила этот праздник самопиаром, напомнив про тюремные скандалы и прочие издержки грузинской демократии. Но нужно учитывать, что трибуна ПАСЕ, где обсуждался доклад «Война между Грузией и Россией» - площадка, где российскую позицию не слишком привечают. А потому многие парламентарии по-прежнему оценивают ситуацию в Южной Осетии и Абхазии через призму грузинских оценок. Если точнее, с поправкой на нынешние внутриполитические противоречия в самой Грузии, то через призму личных оценок уходящего грузинского президента. Хотя кто сказал, что после предстоящих президентских выборов Михаил Саакашвили уйдет из большой политики окончательно?
Что же касается соседней Армении, то 21 января официально стартовала избирательная кампания по выборам президента. В отличие от предыдущих выборов, интрига отсутствует как таковая. Никто не сомневается в победе Сержа Саргсяна. Никто не сомневается, что он наберет более 70 % голосов, значительно опередив всех остальных кандидатов на пост главы государства.
Отсутствие реальной интриги и конкуренции ощущает и население Армении, которое, по некоторым прогнозам, может значительной частью своей проигнорировать голосование. Наглядная агитация в Ереване и других городах Армении представлена по минимуму, в основном это билборды с изображением действующего президента страны. Причина понятна – любая избирательная кампания – это затратная штука, а средств на ее реализацию в полноценном формате у многих кандидатов просто нет.
По оценке некоторых местных экспертов, неучастие в избирательной кампании главного олигарха Армении Гагика Царукяна негативно влияет на сам ход кампании. Все-таки чувствуется, что не использован реальный шанс на формирование двухпартийной модели, которая могла окончательно сложиться, если бы во втором туре соперничали Царукян и действующий глава государства, хотя никто не сомневается в том, что победа Сержа Саргсяна в любом случае была бы предрешена и без использования административного ресурса.
Большой резонанс в Армении вызвал визит Бидзины Иванишвили, который заявил, что Грузия приложит все усилия для восстановления железнодорожного сообщения «Абхазия – Грузия - Армения». Правда, эти слова премьер-министра Грузии были дезавуированы Михаилом Саакашвили, который отметил, что премьер не учитывает геополитические интересы страны, и вопрос о транспортном сообщении можно решать только после деоккупации Абхазии. Но, даже несмотря на эту заочную пикировку, в Армении с оптимизмом оценивают перспективы дальнейшего улучшения отношений с Грузией.
В то же время активизировались силы, выступающие за расширение евроинтеграционного поля. По крайней мере, их информационная активность в Армении заметно превышает те немногочисленные ресурсы, которые стремятся донести до населения республики объективную информацию о возможностях интеграции евразийской.
Что касается ситуации в Азербайджане, то здесь также медленно, но верно раскручивается маховик избирательной кампании. Азербайджанская оппозиция так и не смогла договориться о едином кандидате, и уже сейчас очевидно, что на выборы, помимо кандидата от Общественной палаты, будут выдвинуты еще несколько претендентов.
Один из них известен. Это Иса Гамбар. Столь же очевидно, что Общественная Палата будет использовать в своих действиях новые актуальные тренды – акции общественного протеста против коррупции и неуставных отношений в армии.
Однако нужно учитывать, что значительная часть протестующих не являются непосредственными сторонниками оппозиции и не используют каких-либо политических лозунгов. Поэтому создается ощущение, что лидеры ОП пытаются набирать очки, искусственно приписывая в свой актив акции протеста, происходившие по совершенно иным мотивам.
Это обстоятельство позволяет предположить, что главный претендент на президентское кресло, действующий глава государства Ильхам Алиев, едва ли, столкнется с серьезной конкуренцией со стороны «системной оппозиции», и главной задачей властей Азербайджана будет локализация стихийных протестных акций, подобных тем, которые проходили в Баку в знак протеста против неуставных отношений в армии.
Руководство Азербайджана проявляет высокий уровень активности и на международной площадке. В частности, Ильхам Алиев выступил на Давосском экономическом форуме, предложив инвесторам вкладывать средства в неэнергетический сектор Азербайджана, прежде всего, в сферу информационных технологий и услуг. Там же, в Давосе президент Азербайджана дал интервью CNN, где он ответил на вопрос корреспондента о возможной связи компании BP с «Роснефтью», якобы в целях оказания давления на Азербайджан в энергетической сфере.
Ответ президента Азербайджана был выдержан в дипломатическом ключе. По крайней мере, по оценке Ильхама Алиева, маловероятно, что BP, работая в Азербайджане, одновременно реализует некие миссии с другими участниками энергетического рынка.
Что же касается обсуждения доклада по Азербайджану в ПАСЕ, то, во-первых, парламентариями было предложено сразу два альтернативных доклада, что уже показывает неоднозначность оценок со стороны евроструктур в этой ключевой южно-кавказской республике. А, во-вторых, доклад Штрассера, вокруг которого было сломано немало копий, вызвал ожесточенные дискуссии, в которых принял участие и глава Комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий, высказавшийся по оценке доклада в крайне негативных тонах.
Однако можно предположить, что чем ближе момент выборов в Азербайджане, тем более мощным будет давление на руководство страны со стороны определенных международных организаций.
Южный Кавказ за неделю (21-27 января)
Алексей Власов
15370 просмотров