В начале ноября в Баку прошло заседание VII Межправительственной комиссии по экономике, торговле и техническому сотрудничеству между Азербайджаном и ОАЭ. Политические и деловые лидеры собрались вместе, чтобы обсудить дальнейшее расширение торговых связей между Баку и Абу-Даби, укрепление сотрудничества в области безопасности и оказание взаимной помощи на фоне усилий стран, богатых нефтью и газом, диверсифицировать свою деятельность и снизить зависимость от углеводородов.
Как отмечает Albawaba в материале The Caucasus is Quietly Becoming a Hub for Middle East Trade, Tourism and Investment, в гостиничных холлах Баку, на курортах Батуми и в кафе Еревана люди все чаще говорят на фарси, арабском языке и иврите. Поскольку Кавказ становится крайне важным регионом в рамках китайской инициативы ”Один пояс - один путь”, инвесторы с Ближнего Востока видят значительный потенциал на этой стратегически важной территории. Однако отношения между Кавказом и государствами Ближнего Востока, укрепляющиеся в последние годы, редко привлекают внимание политических аналитиков.
Линкольн Митчелл, адъюнкт-профессор политологии в Колумбийском университете, утверждает, что это неправильно. По словам Митчелла, ”эксперты, которые изучают Кавказ, рассматривают его политику через постсоветскую призму”, зачастую искажая укрепляющиеся связи и неверно трактуя запутанную историю Кавказа и Ближнего Востока. События на Южном Кавказе и на Ближнем Востоке переплетаются все больше, поскольку государства в обоих регионах ищут экономические возможности и дипломатических партнеров, а также несут бремя сложных вызовов международной безопасности. Чтобы в полной мере понять политику обоих регионов, аналитики должны рассматривать Южный Кавказ как часть системы ”Большого Ближнего Востока”.
Доктор Митчелл отмечает, что при анализе стран Южного Кавказа важно понимать значительные различия между их экономическими и политическими системами. Тем не менее в последние годы Азербайджан, Армения и Грузия все активнее взаимодействуют со странами Ближнего Востока. Так, Армения наладила отношения с Ливаном и Сирией, что отчасти обусловлено значительным армянским сообществом, проживающим в Леванте; правительству Армении удалось сбалансировать эти отношения на фоне растущего взаимодействия с Израилем. Азербайджан, экономика которого пока в значительной степени основана на экспорте углеводородов, в последние годы все сильнее сближается с Турцией, которая обеспечивает ключевой транспортный маршрут для поставок азербайджанского газа и нефти в Европу по двум основным трубопроводам Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум. Отношения между Азербайджаном и соседним Ираном по-прежнему непростые. Тесное сотрудничество в сфере безопасности между Азербайджаном и Израилем вызывает недовольство Тегерана. Между тем, отношения между Азербайджаном и Персидским заливом значительно укрепились за последние годы. Дубайский конгломерат DP World выступил в качестве консультанта в развитии зоны свободной торговли в Аляте, деловом центре, расположенном недалеко от Бакинского порта. Султан Ахмед бин Сулайем, директор компании отмечает: ”Мы хотим превратить Баку в координационный центр Евразии. Торговый порт не должен быть какой-то альтернативой для предпринимателей, он должен стать необходимостью для бизнес-сообщества, как в Дубае”. Азербайджан все больше привлекает иностранных инвесторов, в частности из стран Персидского залива, поднявшись в Рейтинге простоты ведения бизнеса Всемирного банка с 57-го в 2018 году на 25-е место в мире в 2019 году. Сотрудничество в сфере безопасности между государствами Лиги арабских государств и Азербайджаном на фоне усиления угрозы со стороны боевиков, возвращающихся из Сирии, также развивается.
Грузия, по мнению доктора Митчелла, предлагает ряд наиболее значительных экономических возможностей для ближневосточных государств. Турецко-грузинские связи значительно укрепились в последние годы. Турция остается самым важным торговым партнером Грузии и ключевым пунктом назначения трудовых мигрантов. Транспортировка грузов с привлечением основных портов на черноморском побережье Грузии, в частности Батуми и Поти, давно привлекает иностранных инвесторов. И все же ключевой движущей силой недавнего экономического роста Грузии стало расширение туристического сектора. Относительно либеральные социальные стандарты привлекают ближневосточных путешественников. Для предпринимателей и иностранных инвесторов в Грузии существуют значительные экономические возможности в области развития курортов, розничной торговли и путешествий, а деньги Персидского залива стимулировали экономическое развитие Грузии в этих секторах. Предприятия ОАЭ вложили более миллиарда долларов в Грузию, помогая создавать сетевые отели и торговые центры. 25 рейсов в неделю обслуживают туристов и бизнесменов, путешествующих между Грузией и ОАЭ.
Разнообразие инвестиционных возможностей для государств Кавказа и возможности диверсификации для богатых нефтью государств Персидского залива могут способствовать взаимовыгодным отношениям между регионами. Как бы ни сложилась ситуация, растущее взаимодействие между Кавказом и Ближним Востоком будет играть все более важную роль в развивающейся политике Западной Азии.