Для Турции и Европейского Союза наступил поворотный момент в их многолетних отношениях. Ключевой вопрос: дадут ли они друг другу еще один шанс улучшить свои двусторонние связи или решат прекратить их? Как пишет Hurryiet в статье Will Turkey and the EU give each other one more chance?, Планируемое обновление соглашения о Таможенном союзе сыграет значительную роль в этот непростой период, о чем свидетельствуют недавние реакции Берлина в отношении Анкары.
На прошлой неделе канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что не считает нужным проводить дальнейшие переговоры с Анкарой о Таможенном союзе. Затем она ужесточила свою риторику и 5 сентября сообщила, что предложит вопрос о вступлении Турции в Европейский союз в октябре с требованием либо приостановить переговоры, либо закончить их.
В последние несколько лет Турция и Европейский союз не смогли договориться о том, как поддерживать диалог. Разумеется, ухудшение ситуации с правами человека в Турции и эскалация популистского дискурса на фоне длительного цикла выборов оказали ключевое влияние на происходящее. С другой стороны, вряд ли можно утверждать, что ЕС проявил искренние усилия в понимании того, что действительно происходит внутри страны. Обе стороны должны открыто и объективно понимать эти недостатки.
Когда политический или дипломатический диалог сходит на нет, улучшение экономических отношений может дать возможность сторонам понять позиции друг друга. Экономические связи можно использовать в качестве козыря, если это необходимо, и получать преимущества от мирных дивидендов.
Когда появились первые признаки возможности заключения Таможенного союза между Турцией и ЕС, было много скептиков, которые утверждали, что это не принесет пользы ни одной из сторон. Однако то, что произошло с момента заключения сделки в середине 1990-х годов, говорит об обратном.
Турция стала пятым главным торговым партнером ЕС, что составляет 4% от общей внешней торговли ЕС, при этом объем двусторонней торговли увеличился более чем в четыре раза с 1996 года и в настоящее время составляет 140 миллиардов евро с положительным балансом ЕС.
Для Турции ЕС является самым важным торговым партнером, на долю которого приходится более 41% мирового торгового оборота Турции. Более того, две трети прямых иностранных инвестиций в Турции в настоящее время поступает из ЕС.
Самое главное, что Турция предприняла ряд ключевых шагов на пути дальнейшей демократизации, главным образом до 2010 года.
ЕС также стал основным инвестиционным направлением для турецких компаний. Только в 2012 году в Европейском союзе действовало почти 150 000 турецких предприятий, в которых было занято более 600 000 рабочих.
Обе стороны так или иначе научились уживаться друг с другом за последние годы, выстраивая более сильные экономические и торговые отношения, хотя в настоящее время они сталкиваются с трудностями в достижении понимания.
Начало переговоров по обновлению сделки Таможенного союза может снова создать конструктивную платформу. Если же переговоры не начнутся, то это приведет к маргинализации Турции и спровоцирует дальнейшую региональную нестабильность и волатильность.