Вестник Кавказа

Семь способов укрепления экономики как науки

BNN Bloomberg
Семь способов укрепления экономики как науки

Экономика претерпела значительные изменения в 2010-х, но многое еще предстоит сделать с точки зрения общественного имиджа науки, надежности ее методов и успеха политических рекомендаций. BNN Bloomberg в материале Seven Ways Economics Can Heal Itself перечисляет семь способов, с помощью которых экономика сможет развиваться в 2020-х

№ 1. Реформа экономического образования

Экономические исследования стали намного более эмпирическими, но материал, преподносимый студентам, как правило, неактуален. Например, новые данные о минимальной заработной плате и других стратегиях показали, что базовая теория спроса и предложения, которая преподается на вводных курсах по экономике, не достаточно хорошо описывает условия рынка труда, а некоторые ведущие учебники по экономике имеют либертарианский уклон, часто расходящийся с реальностью. Между тем, студенты мало уделяют внимания либо вообще не изучают эмпирический анализ, и в итоге не способны проверить изучаемые теории. В этом отношении был достигнут некоторый прогресс за счет создания Проекта CORE, в рамках которого бесплатно предоставляются учебники и другие материалы с уклоном на обоснование данных. Но для улучшения экономического образования преподаватели должны осваивать новые инструменты и методы.

№ 2. Сделать экономическую культуру менее агрессивной

В последние годы экономисты жалуются на враждебную критику, которая раздается на семинарах, пронизывает рецензии на работы и царит в академических отделах. Культура, где идеи выкрикиваются, как правило, не позволяет женщинам и недостаточно представленным меньшинствам оставаться в профессии. Подобный подход также провоцирует групповое мышление следующего характера: если сила теории определяется не тем, кто может привести доказательства, а тем, кто кричит громче всех, плохие теории будут закрепляться, а хорошие отвергаться. Чтобы стать настоящей наукой, экономика не должна быть похожа на дискуссионный клуб средней школы.

№ 3. Изменить систему публикаций

Среди экономических изданий преобладает несколько журналов, играющих огромную роль в определении карьеры академического экономиста. За счет этого небольшая группа редакторов контролирует направление профессии, создавая иерархическую, персонализированную систему, в которой знакомство с нужными людьми может быть так же важно, как и хорошие идеи и важные результаты. Такие журналы также имеют тенденцию ограничивать количество статей, которые они публикуют, чтобы сохранить свой престиж, в результате чего множество хороших исследований остаются неизвестными, а процесс публикации затягивается. Экономические факультеты должны меньше фокусироваться на пяти ведущих журналах и использовать более целостные методы определения продвижения по службе и срока пребывания в должности.

№ 4. Улучшение макроэкономики

Неспособность предупредить финансовый кризис и ожесточенные споры о том, как справиться с последовавшей рецессией, запятнали макроэкономику. Макроэкономисты поспешно исправили свои модели после случившегося разгрома, добавив ряд более реалистичных элементов. Но и эти усилия потерпят неудачу, если не будут реализованы эмпирические подходы. Вместо того, чтобы просто проверять, соответствуют ли теории общим моделям безработицы и роста, макроэкономисты должны начать проверку каждого отдельного фрагмента своих моделей на основе тщательно собранных данных. Если часть модели не соответствует доказательству, ее следует исключить.

№ 5. Выяснить причину невозможности рабочих приспособиться к новым условиям

Экономисты полагали, что рабочие приспособятся к масштабным экономическим потрясениям, таким как упадок регионов и отраслей, конкуренция из-за рубежа и так далее. Но данные последних лет позволяют предположить, что по карьере большинства людей, потерявших работу в результате бума китайского импорта в 2000-х годах, был населен значительный удар. Снижение мобильности означает, что у американцев гораздо меньше возможностей, чем раньше. До сих пор государственные программы переподготовки были в основном неэффективными. Экономисты должны сосредоточить усилия на том, чтобы объяснить, почему работники так плохо приспосабливаются к новым условиям и как помочь им встать на ноги.

№ 6. Пересмотреть программы социального обеспечения

Растущее неравенство, медленная корректировка рынка труда и сохраняющаяся бедность спровоцировали серьезные призывы к перераспределению. Новые данные свидетельствуют о том, что такие программы, как базовый доход, менее вредны, чем считается, в то время как программы, подталкивающие людей к поиску работы, могут оказаться менее важными. Но должны ли предоставляться целевые пособия, такие как субсидии по уходу за ребенком и жилищные ваучеры, в государстве всеобщего благосостояния, или же просто нужно давать бедным деньги, чтобы они тратили их по своему усмотрению? Вопрос о том, как создать эффективное, справедливое и устойчивое государство всеобщего благосостояния в XXI веке, заслуживает серьезного внимания экономистов.

№ 7. Подробное изучение сравнительных экономических систем 

В настоящее время экономисты склонны упускать из виду сравнительные экономические системы. Зачастую предполагается, что неудачи коммунизма свидетельствуют о том, что свободный рынок с перераспределенными расходами на социальное обеспечение стал оптимальной и окончательной системой. Но рост информационных технологий, переход к сфере услуг, возрождающаяся популярность промышленной политики означают, что экономических систем значительно больше. В то же время старая дихотомия между капитализмом и социализмом становится все более бесполезной для описания работы современных систем. Экономисты должны вернуться к истокам и изучить сильные и слабые стороны самых разных систем, которые появились в Китае, Европе и других странах.

10055 просмотров