В Тбилиси с большим размахом прошел съезд партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД). Во дворце спорта собрались более 7100 делегатов из всех регионов страны. Но среди них не было большинства знаковых фигур, в том числе депутатов от ЕНД, вместе с которыми Саакашвили формировал партию с 2001 года и совершал «революцию роз».
Незадолго до съезда, старая гвардия окончательно порвала с бывшим лидером. Главную причину сформулировал один из идеологов мирной революции 2003 года, публицист и член парламента прошлого созыва Давид Дарчиашвили: «Михаил Саакашвили хочет во второй раз войти в ту же реку, но история человечества не раз доказала, что это невозможно». Партийная элита решила, что Саакашвили как лидер исчерпал свой ресурс и должен превратится в символ – без претензий на возвращение во власть в Грузии. Подобные настроения в руководстве ЕНД окрепли и окончательно сформировались после того, как Саакашвили, опасаясь ареста и суда, сбежал из Грузии в конце 2013 года и вступил в гражданство Украины, автоматически потеряв тем самым грузинское гражданство.
Его давние друзья посчитали такой поступок нерациональным и даже постыдным, хотя и не говорили об этом прямо. Лишь недавно, выйдя из тюрьмы после 2,5 лет заключения, бывший мэр столицы Гиги Угулава, осужденный за трудоустройство партийных активистов в муниципальные структуры, уже без излишней дипломатичности сказал, что гражданство и паспорт «вовсе не формальность и тут исключений быть не может ни для кого».
Тем не менее бывшие соратники экс-президента до последнего момента надеялись на благоразумие Саакашвили и пытались уговорить его принять роль «символа реформ», добровольно уступившего бразды правления в партии новым лицам. На пост председателя партии (он вакантен после утери Саакашвили гражданства Грузии) рассматривалась кандидатура бывшего спикера парламента Давида Бакрадзе.
Но Саакашвили достаточно опытный игрок. Он верно рассчитал, что широкие партийные массы наверняка поддержат его, а не кабинетно-бюрократическую элиту, как он назвал всех обновленцев. Поэтому бывший президент настоял на созыве «максимально представительного съезда», - по сути, многотысячного митинга, на котором невозможно провести внутрипартийную дискуссию и нормальные альтернативные выборы. Убедившись в бессмысленности дальнейшей борьбы, половина политсовета партии и абсолютное большинство депутатов от ЕНД заявили об уходе и создании новой оппозиционной партии с условным названием «Европейская Грузия».
«Зачистка» партийного истеблишмента дала возможность Саакашвили включить в политсовет только своих сторонников, а пост председателя оставить вакантным. Таким образом должность руководителя партии как бы «зарезервирована» именно для него.
Обратившись к участникам партийного съезда из Вашингтона, Саакашвили прямо заявил, для чего ему нужен такой резерв: «Я обязательно вернусь, чтобы продолжить борьбу за новую Грузию». Примечательно, что в своем продолжительном обращении Саакашвили, получивший украинское гражданство указом президента Порошенко и возглавляющий украинскую партию «Союз новых сил», практически не упоминал Украину. Тем самым он намекнул соотечественникам, что именно возвращение во власть в Грузии – его стратегическая задача. А участие в бурной политической жизни Украины – лишь средство, чтобы оставаться на виду для достижения заветной цели.
Впрочем, большинство грузинских экспертов считает, что эта цель уже недостижима, а в погоне за своей несбыточной мечтой Саакашвили разрушил некогда монолитную оппозиционную партию – единственную альтернативу «Грузинской мечте» миллиардера Бидзины Иванишвили.