Стратегия президента Барака Обамы в Сирии часто подвергалась в США критике за ее слабость и пассивность. По мнению критиков уходящего президента, пустота, оставленная американским «бездействием», позволила России и Ирану усилить и расширить свое влияние в регионе в ущерб всем заинтересованным сторонам. Эти критики недовольны последним совместным заявлением по Сирии, сделанным Россией и Турцией, о том, что соглашение о прекращении огня было достигнуто без проведения каких-либо консультаций с Соединенными Штатами.
Такое развитие событий в очередной раз подтверждает мнение о том, что США становятся все более незначительным игроком в регионе. Однако, несмотря на все провалы, импровизированная стратегия Обамы в Сирии всегда использовала внезапно появившиеся возможности. Новое прекращение огня может стать очередным примером этому.
Лучше чем интервенция
Ярким примером стало решение Обамы воспользоваться неожиданным предложения России в 2013 году надавить на сирийского лидера Башара Асада и ликвидировать запасы химического оружия страны. Тогда госсекретарь США Джон Керри заявил, что единственным способом для Сирии избежать военных ударов со стороны США «отдать все свое оружие международному сообществу в течение следующей недели без каких-либо задержек». Сам Керри был уверен, что этого не произойдет. Тем не менее Россия и Сирия быстро согласились на предложение, и президент Обама решил опробовать этот альтернативный способ ликвидации химического оружия Сирии. В результате дипломатической инициативы, одобренной Советом Безопасности ООН, около 1300 тонн химического оружия - включая зарин и горчичный газ - были изъяты из Сирии и уничтожены на борту американского судна.
Конечно, эта инициатива не разрешила все проблемы. Появлялись сообщения о том, что у Асада все еще есть небольшие запасы химического оружия и что он использовал газообразный хлор против гражданских лиц. Кроме того, в ходе продолжающейся гражданской войны сотни тысяч сирийцев были убиты, а миллионы людей бежали от боевых действий, создавая огромные потоки беженцев. Соседним странам становится все сложнее принять их. Американская стратегия не смогла предотвратить эти бедствия. Но можно сказать с уверенностью, что дипломатический курс дал гораздо лучший результат, чем тот который могли бы дать военные действия.
По словам высокопоставленного военного чиновника в администрации Обамы, если бы в то время Вашингтон нанес военные удары, в лучшем случае они помогли бы устранить лишь 25-30% химического оружия Сирии, а остальное оружие осталось бы в руках сирийских военных или было бы захвачено оппозиционными группировками, в том числе организациями, связанными с Аль-Каидой и ИГИЛ, и США погрязли бы в конфликте еще больше. Не сложно представить, как это оружие могло бы быть использовано для нанесения ужасающего ущерба как в Сирии, так и в других странах.
Новая возможность
Последнее объявление прекращения огня, гарантами которого выступают Турция и Россия, дает США схожую возможность. Этот план вполне совместим с целями США по уничтожению ИГИЛ, остановке потоков беженцев, спасающихся от боевых действий, и началу политического переходного периода в Сирии, который позволит достичь долгосрочной стабильности в регионе. Президент Обама должен сохранить эту возможность, а новая администрация Трампа могла бы воспользоваться ей. Действительно, официальный представитель госдепартамента США Джон Кирби отметил, что если это соглашение (в отличие от предыдущих соглашений о прекращении огня) положит конец насилию и поспособствует возобновлению политических переговоров в Сирии, значит это то, что нужно.
Кроме того, министр иностранных дел России Сергей Лавров намекал на перспективу того, что администрация Трампа может участвовать в последующих переговорах.
Для сохранения влияния на исход этих переговоров, Вашингтон должен продемонстрировать готовность участвовать в дипломатической игре гораздо активнее, чем раньше. Его первая задача - убедить оппозиционные группировки и их покровителей из стран Персидского залива придерживаться условий прекращения огня до тех пор, пока Асад придерживается своих обязательств. Затем США должны начать закладывать фундамент для работы миротворческих сил ООН. Соединенные Штаты смогут быть частью этих сил, предоставляя административную, разведывательную и материально-техническую поддержку. Точная структура и состав сил будут определены в ходе переговоров.
Однако США следует ожидать, что Турция захочет увеличить свое влияние на севере Сирии (защитив свои границы и предотвратив появления автономного курдского региона), а Россия захочет сохранить свое влияние на сирийское правительство, чтобы гарантировать постоянный доступ к морским и воздушным военным базам на западе страны.
Между тем США могут максимизировать свое влияние в южной и восточной частях Сирии, чтобы усилить безопасность своих союзников в Ираке, Иордании и Израиле, которые могут столкнуться с еще большим давлением со стороны ИГИЛ в случае падения его столицы в Ракке.
Навстречу политическому решению
Такой подход столкнется с существенными моральными проблемами, поскольку он вознаградит Асада за его военную кампанию, по крайней мере, временно, и приведет к признанию большой роли России и Ирана в регионе, а это может привести к потерям среди миротворческих сил или войск США. Вместе с тем, прекращение огня облегчит гуманитарные проблемы сирийского народа. Кроме того, оно может подготовить почву для дальнейшего сотрудничества России и США и продолжению усилий по борьбе с ИГИЛ в западной Сирии.
Что бы ни происходило на военном фронте, только политическое решение, которое будет отвечать основным интересам всех сирийских сторон - как правительства, так и оппозиции - поможет прекратить гражданскую войну и начать длительный процесс восстановления опустошенной страны.
Несмотря на все недостатки, стратегия Обамы в Сирии помогла добиться заметного прогресса на пути к сдерживанию расширения и финансовых ресурсов ИГИЛ. Трамп уже дал понять, что он считает победу над ИГИЛ более приоритетной, чем остановку войны между Асадом и повстанцами, которая может приблизиться к завершению, если США начнут сотрудничать с Россией и другими сторонами для эффективного обеспечения соблюдения режима прекращения огня.
Как и в случае с предложением России сотрудничать в 2013 году для ликвидации запасов химического оружия, США было бы целесообразно проверить пределы последнего российского предложения о прекращении огня и возрождении переговоров. Безусловно, успех стратегии зависит от способности избегать критических ошибок, но шансы на успех часто повышаются за счет использования возможностей по мере их возникновения.