Вестник Кавказа

Россия окончательно перехватила дипломатическую инициативу в Сирии

Foreign Policy

Ввиду снижения американского влияния Саудовская Аравия и даже спецпосланник ООН теперь согласны на более значительную дипломатическую роль России в определении будущего Сирии. 24 декабря министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр созвал делегацию лидеров сирийской оппозиции, чтобы передать жесткое послание: Эр-Рияд больше не будет оказывать военную поддержку их усилиям по свержению сирийского лидера Башара Асада.

Как сообщает Foreign Policy в материале Dancing to Russia’s Tune in Syria, Джубейр заявил Эр-Рияд направит свои силы на заключение политической сделки с Дамаском на мирной конференции, которая состоится в январе в Сочи. Согласно сведениям двух оппозиционных источников и еще двух дипломатических чиновников, Джубейр cказал, что если они хорошо подготовятся к встрече в Сочи, то окажутся в лучшем положении, чтобы договориться о политическом переходе. Саудовские официальные лица в Нью-Йорке и Вашингтоне не ответили на просьбы прокомментировать эти сведения.

Заявления Джубейра – знак для сирийских антиасадовских сил, которые уже потеряли завуалированную военную поддержку Соединенных Штатов в июле. Что еще более важно, сообщение Саудовской Аравии подчеркивает успех российской дипломатии в формировании будущего послевоенной Сирии. Даже Организация Объединенных Наций теперь задается вопросом о том, принимать ли участие в мирном плане России, а специальный посланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура негласно пытается обеспечить себе место за столом переговоров в Сочи, также призывая Саудовскую Аравию и сирийскую оппозицию к участию. 

Снижение влияния США в Сирии 

Растущее дипломатическое влияние Москвы в сирийском эндшпиле стало возможным отчасти за счет пассивности Вашингтона. Администрация Дональда Трампа больше сосредоточилась на борьбе с ИГИЛ (запрещена в РФ) и сдерживании Ирана, чем на формировании политического будущего опустошенной войной страны. ”Сирия - пример того, что дипломатия США не является главной и единственно возможной, - сказал один из дипломатов Совета безопасности ООН. - США уступили России в этом вопросе”.

Даже если Соединенные Штаты хотят играть более значительную роль в послевоенной Сирии, они не способны это сделать из-за более раннего снижения влияния, сказал отставной генерал морской пехоты Джон Аллен, бывший посланник США в коалиции против ИГИЛ: ”Во многом политическая траектория была определена Россией. к сожалению, сейчас у Соединенных Штатов мало возможностей для того, чтобы руководить или участвовать в этом процессе”.

Последний дипломатический рывок России начался более года назад. В январе 2017 года в Астане российское правительство провело с иранскими и турецкими должностными лицами переговоры о создании режима прекращения огня; Соединенные Штаты в значительной степени были исключены из процесса, который продолжается до сих пор.

Мирные переговоры в Сочи и перспективы снижения влияния Женевы

В конце этого месяца Москва планирует провести конференцию на черноморском курорте Сочи, чтобы помочь определить контуры политического будущего Сирии, в которые, как надеется Россия, будет включен Асад. Российские дипломатические усилия беспокоят западные правительства и лидеров сирийской оппозиции. Они опасаются, что встреча укрепит недавние военные достижения России и сирийского правительства, увековечит правление Асада и спровоцирует мятеж среди сирийцев. Они также боятся, что российский процесс сбросит со счетов некоторые пункты, согласованные в Женеве, например, переходное правительство и план жизни страны после Асада.

”Альтернативы женевскому процессу под руководством ООН нет, - заявил в конце прошлого месяца журналистам посол Франции Франсуа Делатр. Это единственно возможный процесс”.

Более 130 сирийских оппозиционных групп, встревоженных очевидной готовностью Мистуры принять участие в сочинских переговорах, направили ему 3 января письмо, в котором назвали предстоящие переговоры ”опасным отходом от Женевского процесса под руководством ООН” и ”серьезной угрозой” перспективам мира в Сирии.

Проблема в том, что женевский процесс становится все менее жизнеспособным. Военная помощь России правительству Асада сделала Дамаск менее открытым идее уступить власть переходному правительству, что было ключевым элементом женевского плана.

Европейские союзники жалуются на то, что Соединенные Штаты не использовали свои дипломатические усилия для поддержки женевских переговоров и ни в Белом доме, ни в Госдепартаменте нет ни одного человека, задачей которой было бы формирование дискуссий.

”Кто-то должен этим заниматься, но никто не занимается”, - сказал бывший высокопоставленный сотрудник национальной безопасности США, который имеет связи с Белом Домом. Должностные лица администрации Трампа заявляют, что сегодня Соединенные Штаты имеют больше рычагов воздействия в Сирии, чем год назад, так как их курдские партнеры контролируют больше территории, а американские войска остаются на местах. Однако, судя по сообщению Саудовской Аравии для сирийской оппозиции, а также расколу внутри ООН, все яснее становится тот факт, ситуацией вдадеет именно Москва.

Запад не знает, в каких переговорах участвовать

Генеральный секретарь Антониу Гутерриш заявил, что представители ООН отправятся в Сочи только в том случае, если Соединенные Штаты, Саудовская Аравия и другие ключевые союзники либо примут участие, либо дадут зеленый свет, а Мистура заявил, что и ООН, и сирийская оппозиция должны участвовать в процессе. В прошлом месяце в ходе восьмого раунда Женевских переговоров он пытался убедить лидеров оппозиции принять участие в российских переговорах. ”В ООН очевиден раскол, - сказал один из дипломатов. - Де Мистура хочет участвовать, чтобы включить точку зрения ООН в процесс. Но его коллеги в Нью-Йорке считают, что этот шаг узаконит действия России. На данный момент генеральный секретарь считает, что Сочи не проходит проверку на прочность”.

”Де Мистура больше склоняется к России, чем к США, - сказал Радван Зиаде, сирийский правозащитник из Вашингтона.  - Он чувствует, что США вышли из сирийского процесса, и единственный способ участвовать в нем - встать на сторону России”.

Пресс-секретарь де Мистуры отказался отвечать на вопросы о поддержке сочинских переговоров и указал на ряд заявлений спецпосланника ООН, в которых говорится, что любой конституционный комитет, который может быть создан в Сочи, должен быть одобрен ООН в ходе консультации с Советом безопасности ООН.

Официально Соединенные Штаты по-прежнему надеются на переговоры в Женеве. Госсекретарь Рекс Тиллерсон, советник по национальной безопасности Х. Р. Макмастер и министр обороны Джеймс Мэттис еще пытаются добиться отставки Асада. ”Женева - единственный путь вперед, - сказал один из представителей Госдепартамента FP. - Поскольку наше внимание сосредоточено на Женеве и существенном прогрессе этих переговоров, все другие методы служат лишь отвлечением”. 

Но и в Вашингтоне есть признаки раскола, который может привести к еще более активной роли России. Несколько высокопоставленных должностных лиц США, включая Бретта Макгурка, специального посланника президента в глобальной коалиции по противодействию ИГИЛ; Майкла Ратни, спецпосланника по Сирии; и Дэвида Саттерфилда, исполняющего обязанности помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока, выступают за ограниченный подход к Сирии, который фокусируется на победе над ИГИЛ, противодействии Ирану и прекращение деятельности США в Сирии.

Макгурк заявил: "Мы общались с Россией по поводу ее намерений, и нам сказали, что в Сочи пройдет своего рода собрание сирийских деятелей, и все то, что произойдет в Сочи будет напрямую перенаправлено в Женеву. Что мы никогда не поддержали бы и что не имело бы абсолютно никакой легитимности, так это процесс, полностью параллельный женевскому”. Но учитывая, что США занимают последние ряды в сирийском процессе, похоже, что именно параллельные дипломатические усилия как раз и предпринимаются. 

22245 просмотров