Говоря о роли России на Ближнем Востоке, эксперты обычно делают акцент на Сирии, практически не замечая динамичного развития отношений Москвы и Дохи. Тем не менее расширение торговых и инвестиционных связей между РФ и Катаром будет иметь значительные последствия для региона и за его пределами. Jerusalem Post в статье RUSSIA AND QATAR: THE MIDDLE EAST’S NEWEST PRAGMATIC FRIENDSHIP? называет преодоление геополитических барьеров для развития экономических контактов нетипичным шагом кремлевской внешней политики.
Сложная история
У двух стран исторически сложные отношения. Российским спецслужбам приписывали убийством бывшего и.о. президента "Ичкерии" Зелимхана Яндарбиева в 2004 году в Катаре. Отношения еще больше ухудшились в 2011 году после нападения на российского посла Владимира Титоренко в Международном аэропорту Дохи. Ситуация начала улучшаться после того, как к власти в 2013 году пришел новый эмир Катара шейх Тамим бен Хамад аль-Тани. Два официальных визита эмира в Москву в 2016 и 2018 годах, а также регулярные телефонные переговоры с президентом России Владимиром Путиным помогли укрепить сотрудничество и добиться потепления отношений между двумя странами. Министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Катар 4 марта и полетел прямым рейсом из Дохи в Эр-Рияд, игнорируя продолжающуюся блокаду, начатую Саудовской Аравией. Катар и Россия остаются конкурентами на мировом газовом рынке и имеют разногласия по поводу Сирии, но руководство обеих стран придерживается прагматичной политики.
Региональные игроки
Стремление Дохи к укреплению двусторонних связей тесно связано с усилением России в качестве региональной державы. Со своей стороны, Москва стремится позиционировать себя как беспристрастного посредника в регионе и стремится поддерживать стабильные отношения со всеми региональными игроками. Россия не стала вставать на чью-либо сторону во время блокады Катара Советом сотрудничества стран Залива, а некоторые официальные лица даже выразили готовность увеличить поставки продовольствия. Доха остается членом ССАГПЗ, и несмотря на сложившуюся ситуацию, надеется выйти из блокады и восстановить отношения с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). В то же время она хочет поддерживать отношения с Ираном и Турцией, особенно в свете их поддержки страны в первые дни блокады. Однако ни один из этих факторов не вынудил Доху отказаться от критики действий Тегерана и Анкары в Сирии.
Деловые связи
На днях посол Катара в Москве Фахад бен Мохаммед Аль-Аттия в интервью Bloomberg заявил: "Мы считаем, что экономика России стабильна и потенциал для роста огромен". Доха давно рассматривает российский рынок как недооцененное долгосрочное направление с большим потенциалом. Даже в разгар самых острых споров по поводу Сирии, Катар продолжал укреплять свои деловые связи с Россией. Управление по инвестициям Катара (QIA), государственный фонд благосостояния страны, приобрело $500 миллионную долю в российском государственном банке ВТБ в 2013 году. В прошлом году фонд стал основным акционером энергетического гиганта "Роснефть" после провала сделки на сумму $9 млрд США по продаже доли китайской CEFC Energy. Блокада изначально помешала инвестиционным планам Катара, но QIA смогла выдержать давление и вновь стремится расширить свой зарубежный инвестиционный портфель. В то время как Соединенные Штаты остаются приоритетом QIA, Катар продолжает рассматривать инвестиции в Россию как средство получения как политических, так и экономических дивидендов.
Долгосрочные инвестиции
Инвестиции QIA в Россию оцениваются в более чем $2,5 млрд. Если верить заявлениям аль-Аттии, вскоре эта сумма возрастет. При этом Соединенные Штаты искренне рассчитывают, что катарский газ будет конкурировать с российским на европейском рынке, в то время как сами катарцы стали крупными инвесторами в российский энергетический сектор. Даже если завтра будет снята блокада Катара, начатая Саудовской Аравией, напряженность между ССАГПЗ и Дохой сохранится, и это будет означать, что эмират будет продолжать укреплять отношения с другими странами. Укрепление отношений с Россией, как оказалось, является одним из основных приоритетов Дохи.