Вестник Кавказа

Решение карабахского кризиса - вопрос безопасности всего Южного Кавказа

Разгоревшийся более двадцати лет назад карабахский конфликт продолжает влиять на повседневную жизнь всего региона. Несмотря на подписание Бишкекского протокола и другие попытки урегулирования, преодолеть конфронтацию так и не удалось.

Обретение независимости давало Армении шанс восстановить дипломатические отношения Турцией, однако этого сделать не удалось именно из-за однозначной поддержки Анкарой позиции Баку в карабахском конфликте. Оказавшись в полублокадном положении, Армения пошла по пути милитаризации общества; атмосфера страха и опасности возобновления войны стала определяющим фактором в развитии республики, что естественным образом отразилось на ее инвестиционной непривлекательности.

Самое страшное, что затянувшийся конфликт стал обыкновением повседневной жизни и новое поколение армянской и азербайджанской молодежи сложно себе представляет совместное мирное проживание. Об этом с тревогой говорят эксперты и люди старшего поколения, в памяти которых сохранились времена, когда армяне и азербайджанцы мирно жили рядом, создавали семьи.

Ситуация в Азербайджане также непростая - несмотря на возможности экономического развития, многие из которых были реализованы, республика была вынуждена идти по пути милитаризации и долгие годы наращивать сухопутную группировку. Поводом для этого служила многолетняя деструктивная политика Еревана, пытавшегося убедить Баку признать фактический результат карабахской войны и отказаться от требований по деоккупации семи районов. Ментальный кризис также не обошел Азербайджан – последствия этнополитического процесса в 1988-1994 годов привели к тому, что армяне были исключены из истории и жизни республики, хотя события периода создания Армянской и Азербайджанской республик неразрывно связны.

Сегодня и Армения, и Азербайджан имеют уязвимые места во внешней политике. Конфликт накладывает отпечаток на отношения Азербайджана и Армении с остальными соседями. Так, сотрудничество Ирана с Арменией, контакты Турции с Азербайджаном, военное взаимодействие РФ с обеими конфликтующими, не всегда оценивается однозначно. Кроме всего прочего, карабахский конфликт создал инструменты для внешнеполитического влияния на страны региона. Крупные мировые игроки могут беспрепятственно проникать в разные сферы жизни стран Южного Кавказа, наращивая свое присутствие, монополизируя внешнеполитическое сотрудничество. По этой причине достижение мира существенно осложняется, так как вмешательство других стран предполагает удовлетворение интересов посредников мирного урегулирования проблемы.

Сегодня Россия- единственная страна в мире, которая предпринимает реальные шаги для снижения напряженности в зоне нагорно-карабахского конфликта. Без разрешения карабахского конфликта Азербайджану и Армении сложно будет находиться в каком-либо союзе. Хотя у Азербайджана налажены экономические связи с западными партнерами, Россия и Казахстан, не исключают активизации экономических контактов в Баку, видят перспективы вхождения Азербайджана в ЕАЭС, тем более что его товарооборот в первую очередь ориентирован на Россию. Однако если учесть, что в ЕАЭС входит Армения, сложно представить, как Азербайджан сможет в этой организации контактировать с государством-оккупантом.

Принимая во внимание современную геополитическую ситуацию, стоит заметить, что для России крайне важен мир в регионе, в то время как западные страны укрепляют свои позиции в Армении и Грузии, имея в виду, что Южный Кавказ остается мостом между Россией и Большим Ближним Востоком. События в Сирии, Иране, Ираке отражаются на всем регионе.

Очевидно, что урегулирование невозможно без соблюдения двух основных условий: во-первых, деоккупация захваченных территорий, во-вторых, определение статуса Нагорного Карабаха. Именно здесь кроется одно из фундаментальных противоречий. Запад придерживается идеи поэтапного претворения в жизнь плана экс-посла США в Армении Ричарда Миллзаа, который заявил, что урегулирование конфликта без возврата определенных оккупированных азербайджанских территорий невозможно. Приоритетом для Армении остается не только исключение применения военной силы и мирные переговоры, но и статус Нагорного Карабаха, в то время как Азербайджан исключает возможность признать самопровозглашенную республику, выдвигая предварительным условием для переговоров вывод армянских войск с оккупированных территорий, на что Армения категорически не согласна.

Сегодня предлагается немало путей урегулирования конфликта, однако, как известно, новое – хорошо забытое старое. И в данном случае, вероятно, уместно будет вспомнить о территориальных притязаниях и попытках урегулирования конфликта между молодыми Армянской и Азербайджанской республиками в 1918-1920 годах. Теперь некоторые эксперты говорят, что для урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха вполне возможно воспользоваться идеями основателей АДР, которые пытались отойти от межнациональных и территориальных споров путем создания конфедерации, способной стать гарантом политической и экономической безопасности.

В настоящее время, в связи с углублением противоречий, речь может идти о создании на территории Нагорного Карабаха парламентской республики с равным представительством в законодательном органе армянского и азербайджанского нардов. Однако для этого должна быть обеспечена возможность возвращения в Карабах вынужденных переселенцев. При этом очевидно, что руководству Армении придется отказаться от идеи существования в условиях мононациональный республики - ведь такого рода политика, держащаяся исключительно на силе, представляет собой по сути утопию, наносящую вред всему региону.

Стоит подчеркнуть, что потенциальная армяно-азербайджанская конфедерация на территории Карабаха может быть основана только на принципах равного представительства обоих народов в органах власти, в противном случае она превратится в мину замедленного действия, взрыв которой повлечет за собой непредсказуемые последствия.

Переход от территориального противостояния к сближению не только разрядит ситуацию в регионе, но, возможно, привлечет в конфедерацию и Армению, и Грузию. К конце концов, современный мир стремится к интеграции, и Южный Кавказ на каком-то этапе вряд ли избежит этой участи.

15145 просмотров