Президент США Дональд Трамп завершил свой вояж в Китай, Японию и Южную Корею, подписав ряд соглашений, в том числе торговую сделку на сумму в $253,5 млрд с КНР. Однако экономические результаты Трампа заметны больше, чем результаты в области политики и безопасности. Как пишет китайское издание Global Times в материале A regional solution needed for South China Sea, замечания Трампа в отношении Южно-Китайского моря не получили достаточного отклика в Юго-Восточной Азии. Это означает, что страны, участвующие в спорах по Южно-Китайскому морю, имеют свои собственные мнения, и чрезмерное вмешательство не поощряется.
Ситуация в Южно-Китайском море была относительно стабильной в последние месяцы, в основном благодаря тому, что стороны, участвующие в споре, прилагают все усилия, чтобы не допустить эскалации конфликтов. Разногласия между Китаем и Вьетнамом, а также Китаем и Филиппинами составляют основную часть конфликтов. Однако недавно высокопоставленные чиновники из Пекина и Ханоя активизировали усилия по предотвращению усиления конфликта.
После того как Родриго Дутерте занял пост президента Филиппин, политика Манилы в отношении Пекина претерпела значительные изменения: Китай и Филиппины добились взаимовыгодного сотрудничества. Чрезмерное сосредоточение внимания на Южно-Китайском море только усилит разногласия между Пекином и Манилой, в то время как изменение подхода может помочь государствам занять одну позицию с точки зрения экономики и безопасности.
Китай, Вьетнам и Филиппины сумели взять под контроль свои разногласия по поводу споров в Южно-Китайском море. В августе этого года министры иностранных дел Китая и члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) согласились принять рамочный Кодекс поведения в Южно-Китайском море, в результате чего в развитии ситуации начинается новый этап. Кодекс также послужит институциональной гарантией в ослаблении и разрешении споров в этом районе. Достигнутый с трудом консенсус был результатом многолетней борьбы и работы всех сторон. Тем не менее это не означает, что споры могут быть урегулированы раз и навсегда. Реализация и постепенное продвижение по-прежнему необходимы.
Министр иностранных дел Китая Ван И предложил трехэтапный план по проведению консультаций по Кодексу поведения. В ходе этого процесса необходимо активно продвигать вперед все стороны к более четкому управлению. Странам придется выполнять обязательства на основе консенсуса, с тем чтобы создать безопасное и развивающееся сообщество Южно-Китайского моря. Между тем, вмешательство США, Японии, Австралии и других стран, которые имеют возможность оказывать влияние в споре, не может остаться незамеченным. Учитывая, что администрация Трампа уделяет все большее внимание ядерному кризису в Северной Корее, а также экономическим и торговым вопросам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нынешнее внимание Вашингтона к Южно-Китайскому морю несколько ограничено. Но Белый дом не будет игнорировать проблему, поскольку он может использовать свои рычаги, чтобы превратить спор в козырную карту в ходе переговоров с Пекином. Однако Вашингтону нелегко будет этого добиться.
Вовлекаясь в проблему Южно-Китайского моря, США стремятся сохранить свое господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все остальные государства, претендующие на права в этом районе, являются стратегическими пешками Вашингтона. Однако на этот раз Вьетнам и Филиппины проигнорировали предложение США о посредничестве в конфликте в Южно-Китайском море, показывая, что их доверие к Вашингтону ограничено, и они осознают, что эскалация напряженности в водах - это не правильный подход к решению проблем. Фактически, лучше найти решение без вмешательства США. Хорошим доказательством тому стали переговоры по Кодексу поведения в Южно-Китайском море. США - самый влиятельный нерегиональный игрок в разрешении спора Южно-Китайского моря, но он играет роль нарушителя спокойствия. Страны АСЕАН надеются на сотрудничество друг с другом, чтобы самим контролировать свои споры вместо того, чтобы быть руководимыми США.
На недавно завершившемся саммите АСЕАН было высказано мнение о том, что участники готовы мирно урегулировать спор с Китаем и содействовать реализации Кодекса поведения в Южно-Китайском море. Вашингтон должен учитывать эти изменения. Его желание создать беспорядок в регионе не будет реализовано.