На вопросы "ВК" о ситуации в Армении перед президентскими выборами отвечает бывший главный советник президента Армении по национальной безопасности (1991-1993 годах) Ашот Манучарян.
- Как бы вы охарактеризовали "политический ландшафт" Армении перед президентскими выборами?
- Если под политикой понимать видение того или иного образа жизни, устройства общества и путей к нему ведущих, сегодня политика как таковая в Армении отсутствует. Вместо партий у нас имеются структуры, которые преследуют личные или групповые интересы. Победа или поражение какой-либо из этих, так называемых политических сил никаких изменений в жизнь общества не привносит. Основная политическая жизнь в Армении складывается не вокруг идей, а вокруг интриг.
- Каковы, на ваш взгляд, причины раздробленности оппозиции? Насколько представляется реальным вариант выдвижения единого кандидата от оппозиции?
- Оппозиция ни в одной стране не объединяется, оппозиционные силы всегда бывают разными. Но весь вопрос в том, что сейчас наступила пора безыдейности. Оппозиция абсолютно безыдейна, также как и власть, и также как и власть не может дать ничего нового населению страны. Причина раздробленности оппозиции в том, что у нее нет никакой объединяющей идеи, в отличие от 2008 года, когда была выдвинута идея установления конституционного порядка в стране. Именно на базе этой цели и состоялся консенсус 18 оппозиционных партий, поддержавших единого кандидата - Левона Тер-Петросяна. Но выдвинутые ранее идеи уже отработаны. Концепция об устройстве жизни, включающем разделение всех ветвей власти, наличие рыночной экономики и развитие демократии не убедительна для народа и попросту сегодня не работает. А новых ориентиров пока нет.
Отсутствие объединяющей идеи трансформировало оппозицию, она стала качественно хуже, чем 4-5 лет тому назад. Сегодня каждая из оппозиционных сил желает самостоятельно придти к власти и урвать в результате политических процессов что-то для себя. Так, в 2008-ом АНК не пришел к власти, однако использовал впоследствии протестные настроения, чтобы получить места в Национальном собрании. У народа же сложилось ощущение, что оппозиция пошла на своего рода сделку и за счет пика протестных настроений решила вопрос депутатских мандатов. То есть АНК пошел не путем решения проблем народа, а решения своих задач. Кроме того, структура самой оппозиции и в первую очередь ее раздробленность совершенно не отражает нашу реальность, если под этим подразумевать выражение интересов тех или иных социальных слоев.
- Как вы можете охарактеризовать ситуацию в стане властей? За четыре месяца до президентских выборов некоторые представители правящей Республиканской партии Армении выражают уверенность в победе на выборах действующего президента. Как вы оцениваете шансы на победу Сержа Саргсяна?
- Кажущаяся сила властей базируется на еще большей слабости вневластных сил и на отсутствии серьезных общественных вызовов. В этом плане Армения не сильно отличается от других стран постсоветского пространства. Оно нам ближе и потому практически везде легче видеть эту слабость, в том числе, и властей. Что касается шансов Сержа Саргсяна, то при отсутствии серьезных вызовов, у него большие шансы. Не исключаю, что в таких сообществах, как наше, всегда есть шанс для возникновения крупного как внутреннего, так и внешнего вызова. Слабость власти и слабость общества вообще делают страну полигоном для действия различных сил, в том числе и внешних. В любую секунду, любая внешняя сила может спровоцировать достаточно сильный процесс, в том числе и прямым действием народных масс.
- Получается, что на предстоящих выборах Армения совершенно не избавлена от воздействия внешнего фактора?
- Более того, доминирующим будет именно внешний фактор. Армения, как и практически все страны постсоветского пространства, находится под сильнейшим внешним воздействием. А, если говорить откровеннее - под внешним управлением. В этом плане значительных успехов добились англосаксы, которые в последние годы постоянно наращивают, практически до императивности, свое влияние в Армении. Им противостоит Россия, которая действует гораздо менее эффективно и продолжает стремительно сдавать свои позиции, терять здесь свое влияние: в Армении не осталось пророссийских политических сил. Запад, который действует куда более успешно, нежели Россия, применяет в Армении различные хитрые уловки, суть которых состоит в следующем: политическая сила "X" внешне кажется пророссийской, но в реальности она подконтрольна Западу. Смотришь, какая-то политическая сила просыпается с Россией, засыпает с Россией, клянется ей в верности, но на самом деле полностью ориентирована на Запад. Эта тонкая схема применяется в Армении очень активно. Запад и в первую очередь англосаксы опасаются прямой конфронтации с Россией и стремятся представить дело так, будто бы российские интересы соблюдены. Для этого используется весьма широкий спектр хитростей.
Если в Грузии Запад работает более откровенно, то в Армении - более ювелирно. Ведь Россия считает Армению своей вотчиной, и, если Запад будет здесь действовать грубо, то это вызовет жесткую реакцию России, которую Запад не хочет раздражать.
- Если доминантным на выборах станет внешний фактор, то какую роль в политических процессах будут играть народные массы?
- Если народные массы поднимутся, тогда мало никому не покажется - ни внутренним и не внешним игрокам. Тогда внешним силам придется считаться с народом и вынужденно подталкивать лица и группы, находящиеся под их (внешних сил) покровительством к обслуживанию целей народных масс. Если народ поднимется, то решать будет только он.
- Вы указали на деградацию армянского политического поля, каким может быть следующий этап? И следует ли ожидать его начала после президентских выборов?
- Следующий этап это образование качественно нового, действительно политического поля. Сегодня мы находимся на этапе "сливания" существующего поля, которое не является политическим, ибо партии не защищают интересы того или иного слоя населения, а действуют как фирмы. Сейчас эта форма существования партий завершается. Это не связано с конкретными политическими процессами, в том числе и выборами президента. Весь процесс, включая стремительное падение авторитета нынешних политических сил, их деградацию идет достаточно стремительно. В основе указанного процесса смена системы ценностей, в рамках которой действуют нынешние политические силы, да и общество тоже. А базовым ориентиром пришедшей в упадок системы ценностей является "золотой телец".
Народ сегодня ждет силы, которые выведут его за пределы такой организации жизни. Такими силами могут стать некоторые общественные инициативы, в том числе и инициатива "Сардарапат", которая уже сегодня приобретает характер политической силы, потому что у нее, также как и у ряда других подобных организаций, идейности больше, чем у политических партий.