9 февраля в Брюсселе прошло 15-е заседание Совета сотрудничества ЕС-Азербайджан. Его широкая повестка дня включала в числе других острых вопросов состояние неразрешенного армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. О том, что мешает положительной динамике при разрешении конфликта замдиректора Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Гульшан Пашаева рассказала в статье No headway on Nagorno-Karabakh: Cui bono?, которую публикует Euractiv.
После соглашения о прекращении огня, достигнутого между конфликтующими сторонами в мае 1994 года, два президента Азербайджана и три президента Армении последовательно участвовали в переговорном процессе по Нагорному Карабаху на протяжении более 20 лет, однако до сих урегулирования не удалось достичь.
Одной из важных предпосылок любого мирного соглашения является готовность руководства разработать четкое видение общего будущего, которое может в определенной степени удовлетворить обе конфликтующие стороны. Например, президенты Азербайджана и Армении Гейдар Алиев и Левон Тер-Петросян были готовы продвигаться вперед при помощи поэтапного подхода к урегулированию конфликта в 1997 году. Однако из-за сильного сопротивления правительственных кругов Армении Левон Тер-Петросян был вынужден уйти в отставку в феврале 1998 года.
Следующим президентом Армении стал Роберт Кочарян, бывший премьер-министр Армении и бывший президент так называемой ”Нагорно-Карабахской Республики” (”НКР”). Впоследствии почти 20 лет Армения управлялась Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном - представителями так называемой ”НКР”.
После прихода к власти они говорил об отказе от любого подчинения Нагорного Карабаха Азербайджану, поэтому на протяжении многих лет нелегко было добиться прогресса в переговорном процессе. Таким образом, неудавшиеся переговоры наряду с милитаризацией линии соприкосновения (ЛС) привели к ужесточению позиций конфликтующих сторон.
Эскалация насилия происходит на ЛС с 2014 года. Самым смертоносным и самым масштабным стало ожесточенное столкновение в начале апреля 2016 года, когда впервые с 1994 года несколько стратегических высот были возвращены вооруженными силами Азербайджана.
Значительные посреднические усилия России сыграли важную роль в достижении прекращения огня и активизации переговорного процесса. Впоследствии три встречи на высшем уровне были проведены между президентами Азербайджана и Армении - в Вене и Санкт-Петербурге в мае и июне 2016 года, а также в Женеве в октябре 2017 года.
Кром того, сопредседатели Минской группы ОБСЕ организовали две встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Вене 6 декабря 2017 года и в Кракове 18 января 2018 года.
Таким образом, на переговорах по Нагорному Карабаху в последние месяцы наблюдалась некоторая положительная динамика. Например, саммит в Женеве проходил в конструктивной атмосфере, и президенты согласились принять меры для активизации переговорного процесса и предпринять дополнительные шаги для снижения напряженности вдоль ЛС.
Однако последующее заявление президента Армении Сержа Саргсяна, сделанное на встрече с представителями армянской общины в посольстве Армении в Швейцарии 16 октября, оказало негативное влияние на процесс урегулирования.
Убежденность Саргсяна в том, что ”единственным приемлемым для Армении вариантом будет независимость Карабаха от Азербайджана” и ”ни один армянский лидер никогда не сможет принять и реализовать какое-либо другое решение”, еще раз продемонстрировала жесткую и бескомпромиссную позицию президента Армении, рожденного в Карабахе.
На встрече с президентом группы дружбы Франция-Армения Национальной Ассамблеи Франции 23 января и на пленарном заседании ПАСЕ 24 января Саргсян заявил, что "народ Нагорного Карабаха борется за свободу и самоопределение", "Азербайджан должен признавать и уважать право Арцаха на самоопределение".
Неудивительно, что эти заявления оказали разрушительное воздействие. Они прозвучал после встречи министров иностранных дел в Кракове 18 января 2018 года, где оба министра ”согласились с пересмотренным концептуальным документом сопредседателей по осуществлению расширения миссии личного представителя действующего председателя ОБСЕ” и ”обменялись мнениями по основным деликатным вопросам рабочих предложений, которые в настоящее время обсуждаются”.
Будучи уроженцем Нагорного Карабаха, президент Армении считает, что обращение к праву на самоопределение является хорошим инструментом, который может быть использован для правовой основы будущей независимости региона от Азербайджана. Однако совершенно ясно, что внешнее самоопределение не может быть применено к Нагорному Карабаху из-за нескольких объективных факторов.
Во-первых, по данным европейского эксперта по безопасности Джоанны Попьяневски, нет никаких систематических нарушений прав армян в Нагорном Карабахе со стороны Азербайджанской Республики, однако права азербайджанского населения этого региона и за его пределами уже более 25 лет подвергаются насилию со стороны армянских сепаратистов.
Во-вторых, этот регион не может образовать какое-либо новое государство ”в соответствии с традиционными критериями государственности в современном международном праве, поскольку Нагорный Карабах не соответствует всем трем требованиями, изложенными в Конвенции Монтевидео 1933 года: у него нет фиксированных границ, постоянного населения, и, самое главное, эффективного и независимого управления”.
В-третьих, ни советскую конституцию, ни Закон о разделении, который был принят в 1990 году, нельзя истолковать как документы, поддерживающие право Нагорного Карабаха отделиться от Азербайджана. Однако армяне Нагорного Карабаха имеют право на внутреннее самоопределение, и Азербайджан готов предоставить этому региону наивысшую степень самоуправления на своей собственной территории.
Но в отличие от первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, который считал, что долгосрочные стратегические интересы Армении состоят в том, чтобы достичь компромисса с Азербайджаном по Нагорному Карабаху, Серж Саргсян, похоже, не понимает этого. Для него интерес Нагорного Карабаха затмевает интересы Армении, и поэтому он сосредоточился главным образом на сохранении статус-кво, руководствуясь политикой fait accompli. Однако выигрыш Сержа Саргсяна от нынешнего статус-кво вызывает сомнения, потому что за его сохранение приходится платить высокую цену.
Сегодня как сопредседатели Минской группы ОБСЕ - США, Франция и Россия, так и постоянные члены этой группы - Германия, Италия, Швеция, Финляндия, Турция и Белоруссия - должны предпринять соответствующие действия для ускорения политического урегулирования этого конфликта. По мнению Попьяневски, следует принять единую и твердую позицию по вопросу оккупации Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов: ”Это приведет не только к делегитимизации присутствия войск Армении в регионе, но и подчеркнет, что нынешняя ситуация в регионе носит временный характер, а конечная цель заключается в восстановлении территориальной целостности Азербайджана и обеспечении возвращения внутренне перемещенных лиц в регион. Это также прояснит уровень гуманитарной ответственности, которую Армения несет, будучи оккупационной силой”.