Контрабанда товаров из Китая и Турции через Киргизию в 2018 году не уменьшилась, что вызывает беспокойство в странах Евразийского экономического союза. Для предотвращения массовой контрабанды товаров антикоррупционный общественный фонд Transparency Kazakhstan предлагает ввести совместный таможенный контроль на таможенных постах стран ЕАЭС.
Власти Казахстана неоднократно обвиняли Бишкек в массовой контрабанде товаров из Китая и Турции в страны ЕАЭС, участниками которого являются обе республики, а также Россия, Белоруссия и Армения. Впервые, проблема "серого импорта" в публичное пространство попала в 2017 году, когда киргизский президент Алмазбек Атамбаев обвинил главу Казахстана Нурсултана Назарбаева во вмешательстве в предвыборную кампанию в Киргизии. Похолодание в отношениях между двумя странами вылилось в усиление режима на границе и в обвинения в контрабанде китайских товаров. По подсчетам премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева ЕАЭС от контрабанды потерял 1,8 млрд долларов. Казахстан, в частности, понес убытки в размере 212 млн долларов. Кроме того, казахский премьер подверг критике Бишкек за уменьшение объемов импорта из Китая. В качестве доказательства он привел разницу в экономических показателях двух стран: "По данным статистики внешней торговли Китая, экспорт из КНР в Кыргызстан за 2015 год составил 4,3 миллиарда долларов. Тогда как по данным статистики Кыргызстана, импорт составил один миллиард долларов. Отклонение составляет 3,3 миллиарда долларов. Расхождение в 2016 году составило 4,1 миллиарда долларов". Расхождения в статистических данных киргизские чиновники объяснили разницей в методиках подсчета.
По сообщению пресс-службы Transparency Kazakhstan, с момента вступления Киргизии в (ЕАЭС и вплоть до 2020 года доля республики в таможенных сборах ЕАЭС составит 1,9%. Эта цифра выше отчисляемых Киргизией сборов, а потому получается, что Россия, Казахстан и Белоруссия спонсируют киргизский бюджет за счет собственных таможенных платежей. Это, как подчеркивают казахстанские эксперты, не мешает Киргизии скрывать часть собственных таможенных платежей за счет массированной контрабанды из Китая и Турции. "Зеркальный анализ таможенной статистики ВТО показал огромные суммы несоответствий в 3-4 раза. Это бьет по общей сумме таможенных сборов и касается всех стран ЕАЭС, особенно Казахстана, который в 2017 году поднимал эту проблему перед президентом Киргизии. Эксперты антикоррупционного движения также предложили поставить вопрос на Евразийском межправительственном экономическом совете", – говорится в сообщении.
Руководитель Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович сказал "Вестнику Кавказа, что введение перекрестного контроля на границе - идея актуальная и давно назревшая. "Это решение обсуждалось еще год назад, во время пограничного кризиса между пограничного кризиса между Киргизией и Казахстаном. В Минске в ходе переговоров президентов двух стран было заключено устное соглашение об имплементации подобного рода мер. Инициативу также поддержал глава РФ Владимир Путин, высказавшись за создание совместных систем таможенного контроля на границе Союза. С практической точки зрения, это будет очень полезный шаг, который позволит перекрыть "окна" для контрабанды на границах, которые действуют, к слову, и в Казахстане, и в Киргизии, и с Китаем, и с Турцией, и с рядом других государств", – подчеркнул эксперт. По его словам, масштабы и проблемы пограничной службы Казахстана подробно рассматриваются в докладе Transparency International. "Действительно, из-под контроля таможенных органов, по оценкам иностранных исследователей, выходит в Казахстане до 50 млрд долларов. В Киргизии, потери идут также на десятки миллиардов долларов. С этой проблемой нужно бороться, хотя бы ввиду необходимости решения чисто экономических проблем обоих государств", – отметил эксперт. Он напомнил, что Киргизия испытывает трудности с наполнением государственного бюджета и внедрение более тщательного и более полного контроля помогло бы хотя бы частично закрыть дыры за счет таможенных сборов. "Кроме того, подобная инициатива только бы укрепила ЕАЭС, позволив сделать торговые потоки транспарентными, прозрачными и равноправными", – считает Мендкович.
Казахстанский политолог Айдос Сарым, напротив, считает, что проблемы, подобные нынешней, будут подкашивать легитимность ЕАЭС и его необходимость. "Реально никто не заинтересован в нарушении сложившегося баланса. Его слом чреват новыми политическими потрясениями в Киргизии", – сказал "Вестнику Кавказа" Айдос Сарым. По мнению эксперта, "серый импорт" – это всеобщая проблема, которая в равной степени относится и к Киргизии, и Казахстану и Белоруссии. "При создании ЕАЭС были предложения совместно ставить оборудование, вести совместный таможенный контроль. Но тогда они показались неактуальными. Киргизия вступила в ЕАЭС позже, является новым участником организации, причем менее дисциплинированным. Я абсолютно уверен, что одним из бонусов вступления Киргизии в ЕАЭС была контрабанда. Сегодня происходит слом привычной модели. Такие требования закономерны и будут возникать до тех пор, пока киргизская власть не улучшит таможенные учеты, и не снимет вопросы стран партнеров", – считает Сарым. По его мнению, пойти на такой шаг (введение перекрестного таможенного контроля – "ВК"), при нынешнем популизме в Киргизии будет проблематично. "Если появился внутренний запрос на строительство правильной экономики, то должны появиться элиты, которые могли бы этот запрос реализовывать. Но я боюсь, что возобладают популистские лозунги и на этом все закончится", – отметил эксперт.