Вестник Кавказа

Почему Трамп не может покинуть Ближний Восток

Oil Price
Почему Трамп не может покинуть Ближний Восток

Если Америке больше не нужна саудовская нефть, почему она старается угодить наследным принцам, особенно когда американское общественное мнение не одобряет подобное поведение? Таким вопросом задается Oil Price в материале Why Trump Can’t Retreat From The Middle East. Согласно опросу, проведенному Business Insider в сентябре 2019 года, в самые благоприятные природы только каждый пятый американец рассматривал Саудовскую Аравию в качестве союзника США, даже несмотря на недавнюю атаку на нефтяные объекты Aramco и уверенность большинства в том, что нападение было организовано Ираном.

В США королевству сочувствует только Белый дом. По данным опроса, проведенного Gallup Poll в феврале 2019 года, лишь 4% американцев позитивно относятся к Саудовской Аравии, большинство же воспринимает королевство более негативно, чем Венесуэлу. При этом Америка не зависит от саудовской нефти.

За последнее десятилетие производство нефти в США удвоилось. Что касается добычи, то в СМИ то и дело появляются сообщения о том, что США обогнали Саудовскую Аравию в качестве экспортера. В июне 2019 года США действительно ненадолго превзошли Саудовскую Аравию.

В 2018 году Саудовская Аравия экспортировала 7,38 млн баррелей в сутки, а США - 2 млн баррелей в день.

В октябре 2019 года импорт саудовской нефти в США достиг самого низкого уровня с начала 1974 года - 419 000 баррелей в день.

Глобализация влияет на расстановку сил 

В эпоху укоренившейся глобализации как импортеры, так и импортеры зависят от глобального рынка и его волатильности. США все равно будут импортировать нефть, потому что иногда это более удобно и потому что не вся нефть одинакова, а импорт возникает из-за необходимости эффективно осуществлять переработку различных видов энергоресурса.

Итак, зачем Вашингтону нужна Саудовская Аравия, если дело не в нефти?

Ответ прост: нефть - это одно, а нефтяные деньги - совсем другое. Одна форма ”зависимости” замещается другой - и так по всему миру.

Саудовская Аравия только что достигла самого высокого уровня иностранных инвестиций (рост на 54% в 2019 году по сравнению с предыдущим годом). Саудовские деньги вливаются во все основные мировые сектора. Общественный инвестиционный фонд, фонд суверенного благосостояния Саудовской Аравии, вступил в партнерские отношения с японской группой Softbank в 2016 году, инвестировав в технологический сектор $100 млрд. Запланированный объем инвестиций составляет $2 трлн.

Выгоду получает и оборонная промышленность, поскольку США зарабатывают ”миллиарды долларов от продажи американского оружия Саудовской Аравии”.

Внешняя политика, основанная на нефти

Без саудовской нефти внешняя политика США на Ближнем Востоке была бы непонятной. Трамп неоднократно заявлял, что хотел бы полностью покинуть Ближний Восток, но при этом он разворачивает дополнительные силы в регионе. 

Когда в сентябре прошлого года были атакованы нефтяные объекты саудовской Aramco, военного ответа США не последовало. Нападение представляло проблему исключительно для Саудовской Аравии, хотя наверняка атака могла быть проведена с целью спровоцировать Соединенные Штаты. Вместо этого США направили в Саудовскую Аравию еще 14 тыс. военнослужащих, которые, как утверждает Трамп, финансируются в объеме миллиона долларов, что, однако, опровергается со стороны королевства. Военные США находятся даже в тех регионах, которые, по утверждению Вашингтона, больше не представляют для него интереса.

В Сирии произошло то же самое. Сначала было объявлено о выводе войск, но затем американские военные были передислоцированы для ”защиты” сирийской нефти.

Потом произошло нечто из ряда вон выходящее - убийство американцами иранского генерала на иракской земле, то есть в регионе, где по утверждению США, у них нет интересов.

Единственная истинная форма нефтяной независимости - полная изоляция от мировых рынков, а это означает постоянный ”интерес” к Ближнему Востоку.

Нефтяная независимость не учитывает тот факт, что треть мировой нефти по-прежнему проходит через Ормузский пролив, а США все еще импортируют большое количество нефти из множества стран.

Все зависят от глобального предложения, и если оно будет нарушено, американский потребитель сразу же это ощутит, познав суть глобализации.

Вероятно, ситуация усугубится после массовой стрельбы саудовским военнослужащим на авиабазе в Пенсаколе, штат Флорида, устроенной 6 декабря. Хотя произошедшее практически не освещается, США выгнали 21 военнослужащего из Саудовской Аравии после инцидента, хотя, как утверждается, никто из них не был связан и не помогал обвиняемому лейтенанту ВВС Саудовской Аравии, совершившему террористический акт, в результате которого погибли три моряка и еще восемь были ранены.

Общественность должна быть в ярости не только из-за теракта, но и из-за того, что у 17 из 21 исключенного были найдены материалы террористического содержания.

То, что американо-саудовские отношения по-прежнему прочны, ясно по отсутствию каких-либо желчных Твитов Трампа в связи с инцидентом. Хотя ФБР классифицировало произошедшее  как ”теракт”, Трамп воздержался от чрезмерной критики в отношении саудовцев.

В то же время есть основания полагать, что саудовцев не предупредили об убийстве иранского генерала Сулеймани в Ираке, а это означает, что они в какой-то степени остаются в стороне от ключевых политических решений Вашингтона по Ирану.

На самом деле все происходящее означает, что Вашингтону не удастся покинуть Ближний Восток. И даже в эпоху глобализации речь идет о мировых инвестиционных фондах. У Саудовской Аравии фонд один из самых больших. На данный момент нет способа удалить Ближний Восток из глобального уравнения.

9150 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ