Россия пожинает плоды чемпионата мира по футболу в виде улучшения своего международного имиджа, роста национальной гордости после проведения масштабного спортивного праздника, о котором все отзываются лестно, а также успешного выступления сборной России, на которое мало кто рассчитывал. Кроме того, по заявлениям Сбербанка, ЧМ-2018 дал российской экономике долгожданную поддержку.
Как пишет Financial Times в статье Russia’s economy scores as World Cup fans splash out $1.5bn, иностранные болельщики, посетившие чемпионат, потратили за месяц 1,5 млрд долларов. Гости получили возможность приехать в Россию без виз. Города-хозяева чемпионата преобразились. На улицах царила атмосфера праздника. Во время празднования побед в барах заканчивался алкоголь, а местные кафе работали до утра.
В отчете Сбербанка говорится, что за месяц проведения чемпионата отделения банка обслужили 899 тысяч карт иностранных банков из 194 стран мира. Одна карта одного из китайских банков использовалась в 11 разных городах России.
По данным Сбербанка, на еду в ресторанах и фуд-кортах гости потратили 6,2 млрд рублей. На проживание в гостиницах – 5 млрд рублей, хотя настоящая сумма гораздо больше, учитывая, что жилье бронировалось заранее и через иностранные турагентства.
Российское правительство заявило, что на чемпионат приехало около 3 миллионов туристов, каждый из которых предположительно потратил по 500 долларов. Большинство болельщиков приезжало только в один город. По данным Сбербанка, 75% иностранных карт использовались в одном конкретном городе.
Траты обычно были связаны с тем, как играли команды. Больше – 36,5% от общей суммы – всего болельщики потратили во вторую неделю группового этапа, когда еще играли все команды. Объем трат возрастал после ключевых побед и после выбывания сборных с чемпионата, когда их болельщики готовились возвращаться домой.
Судя по покупкам, гости с Ближнего Востока и африканских стран уехали из России довольно рано. Ни одна ближневосточная или африканская команда не попала в плей-офф.
География трат также свидетельствует о разной активности болельщиков в дни, когда их команды побеждали и вылетали с чемпионата. Например, хорваты активно тратили деньги 18 июня (когда их сборная впервые выиграла) и 9 июля (когда сборная готовилась к полуфиналу).
Центр массовых гуляний после матчей в Москве – улица Никольская – также оказалась центром крупных трат.
Средний счет в заведениях на этой улице, где огромное число баров, ресторанов, фаншопов, составлял 8800 рублей, а 18 июня на ней было потрачено 12,5 миллионов рублей. В целом, траты на этой улице превышали средний уровень расходов в 3,5 раза.