На фоне протестов "желтых жилетов" президент Франции Эмманюэль Макрон отказался от своего предвыборного обещания твердо придерживаться программы реформ. Он отменил повышение налогов и пообещал увеличить расходы, расширив бюджетный дефицит за порог, установленный Европейским союзом, равный 3% ВВП.
National Review в материале Nothing to Envy in EU Membership пишет, что еврокомиссар по бюджету ЕС Гюнтер Эттингер заявил, что ЕС сделает исключение и примет нарушающий правила французский бюджет. Подобное исключение не было сделано для нового итальянского правительства, которое добивается одобрения бюджета с дефицитом 2,4%. ЕС хочет ограничить долг Италии, который составляет 130% от ВВП, что более чем вдвое превышает предел ЕС в 60% (тем не менее и Франция превышает этот предел, имея долг примерно равный ее ВВП).
Евросоюз видит врага в правительстве Италии, считая его членов популистами. Для них не предусматривается никаких поблажек, хотя Италия пережила политические потрясения, более масштабные, чем те, которые мы видим сейчас во Франции.
Все это служит напоминанием о том, что членству в Европейском союзе не стоит завидовать. Если вы относительно богатая западноевропейская нация, членство в блоке станет источником нестабильности. Brexit рассматривается как нечто крайне негативное, но со стороны он выглядит упорядоченно и цивилизованно по сравнению с тем, что происходит в самом Европейском союзе. Непосредственным политическим эффектом голосования в Великобритании стало укрепление позиций основных партий страны - тори и лейбористской. Между тем традиционные политические партии государств-членов Евросоюза продолжают постепенно исчезать. Протесты "желтых жилетов" перешли из французских городов в Брюссель. Так называемые популистские партии продолжают достигать успеха.
Европейский союз - блестящая, но в то же время коварная структура. Очевидно, что франко-германские интересы в ней имеют первостепенное значение. Но эта система привлекает политический класс небольших стран, поскольку снимает с них определенную долю ответственности. Немцы не хотят, чтобы их считали доминирующей страной в блоке, поэтому политические посты в наднациональных органах щедро раздаются второстепенным членам, таким как Бельгия, Польша, Словакия и Португалия.
Меньшая ответственность становится важным преимуществом. Тереза Мэй вынуждена отвечать перед британским обществом за сделку, которую она заключила с Брюсселем. Кто будет считать Брюссель ответственным за то, что он навредил другой стороне переговоров? Если Британия потерпит крах и навредит бизнесу на всем континенте исключительно из-за того, что европейские переговорщики не готовы были идти на уступки, кто уволит этих переговорщиков? Кто привлечет их к ответственности? Никто. Им нечего бояться.
В Евросоюзе процветает фаворитизм, презрение к выборам и откровенная безответственность, и именно эти факторы ведут к политической нестабильности в Европе. Но самая главная проблема заключается в том, что Европейский союз на самом деле не является правящим институтом в обычном смысле этого слова. Он не выполняет такую работу как обеспечение правопорядка и примирение различных интересов в обществе. Вместо этого Европейский союз стал телеологическим проектом. Он преследует цель создать еще "больше Европы". Он существует ради себя. Он использует существующий "объединенный суверенитет" государств-членов, чтобы попытаться поглотить суверенитет этих же членов. Вот почему власть принадлежит не избираемым органам, и поэтому они игнорируют или повторяют любой национальный референдум, который не соответствует целям Европейского союза.
Евросоюз показал, что он может изменить скорость проводимых реформ, но не курс. Без каких-либо изменений, он обязательно разрушится.