В то время как основные мировые экспортеры согласились сократить производство нефти, Казахстан вновь открывает свое огромное, но проблемное оффшорное нефтяное месторождение Кашаган.
Кашаган на севере Каспийского моря считается одним из крупнейших нефтяных месторождений, открытых за последние 40 лет. В проект по его разработке было вложено более $50 млрд, после чего в 2013 проект был остановлен. Но 14 октября компания North Caspian Operating Company (NCOC), в ведении которой находится Кашаган, заявила, что с месторождения была отгружена первая партия нефти. Правда, по данным Министерства энергетики Казахстана, налаживание стабильного производства "займет некоторое время".
NCOC международный консорциум, в который входят энергетические компании Total, Eni, ExxonMobil, Shell и казахская государственная компания-чемпион "КазМунайГаз", а также японская Inpex и китайская CNPC.
NCOC заявила, что к концу 2017 года планируется постепенное увеличения объемов производства до 370000 баррелей в сутки. Повторное введение в эксплуатацию происходит как раз в то время, когда страны-члены ОПЕК объявили 29 сентября в Алжире о намерении сократить производство в первый раз за восемь лет из-за устойчиво низких мировых цен.
Нефтяные цены колеблются в районе $50 за баррель с момента встречи в Алжире, но Казахстан, чья валюта потеряла половину своей стоимости из-за девальвации, вызванной снижением стоимости ресурса, не входит в ОПЕК и не присоединится к соглашению о сокращении производства.
"Кашаган имеет большое значение для экономики Казахстана в качестве источника дохода, который потенциально может помочь справится с текущей проблемой дефицита платежного баланса," -сказал Касымхан Каппаров, директор Бюро экономических исследований Казахстана, исследовательского центра, основанного в крупнейшем городе страны Алма-Ате.
По предварительным прогнозам, дефицит платежного баланса в этом году может достичь 4% впервые с 2010 года. Этот показатель был отрицательным в прошлом году в основном из-за того, что доходы от экспорта нефти сократились вдвое.
Тем не менее, поскольку проект остается в режиме самоокупаемости, который наступил спустя три года дорогостоящего ремонта и падения цен на нефть, "влияние Кашагана на государственный бюджет в первые годы его работы, как ожидается, будет незначительным", - сказал Каппаров AFP.
Но необходимоь соблюдать крайнюю осторожность - Кашаганский проект преследуют неудачи с самого начала.
Правительство Казахстана не скрывало своего возмущения по поводу проекта, который поглотил 55$ млрд инвестиций, но добыча на котором велась в течение всего нескольких недель после ввода в эксплуатацию в 2013 году с отставанием от графика на 8 лет.
В начале 2014 года страна оштрафовала нефтяную компанию на $737 млн за ущерб, нанесенный окружающей среде после утечки газа из трубопровода, после чего добыча на месторождении была приостановлена.
"Необходимо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы повторный ввод в эксплуатацию прошел гладко", - сказал Эндрю Нефф, главный аналитик команды расчета рисков в нефтяном секторе международной консалтинговой компании IHS, расположенной в Лондоне.
"Дальнейшие задержки будут еще больше осложнять отношения между правительством и консорциумом. Из-за сегодняшних цен им необходимо работать вместе", - сказал Нефф AFP.
До сих пор неясно, насколько страны-члены ОПЕК сократят производство нефти, но по мнению незначительного числа аналитиков, в ближайшее время будет наблюдаться значительный рост нефтяных цен.
Однако страны, не входящие в ОПЕК, такие как Казахстан, у которых нет значительных запасов государственных средств в отличие от богатейшей Саудовской Аравии, вынуждены продолжать производство и развивать свои нефтяные активы. В июле Казахстан объявил о расширении своего нефтяного месторождения Тенгиз стоимостью $36,8 млрд вместе с компанией Chevron, которая имеет 50% акций нефтяного месторождения. Это будет крупнейшим инвестиционным решением, принятым в период низких цен на нефть. Расширение приведет к тому, что производство на месторождении вырастет на 260000 баррелей в день до более чем 900000 баррелей в день к 2022 году.
"Для страны, чья экономика переживает не лучшие времена, в этом году может появиться проблеск надежды, - сказал Нефф. - Но когда дело касается перезапуска кашаганского месторождения, учитывая проблемы, с которыми проект столкнулся в прошлом, это как раз тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".