Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев после завершения Каспийского саммита провел двусторонние переговоры с президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым, Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым и Ирана Хасаном Рухани. В ходе встречи на высшем уровне обсуждались практические вопросы сотрудничества. Главы прикаспийских государств уверены, что подписанная накануне Конвенция даст дополнительные возможности для стимулирования торгово-экономических отношений и привлечения инвестиций.
С точки зрения Астаны, подписание Конвенции о правовом статусе Каспия позволит укрепить стабильность в регионе. "Побочным риском отсутствия правового статуса Каспия был процесс активной милитаризации региона, когда практически все прикаспийские государства стали укреплять здесь свои военно-морские силы. Рано или поздно гонка вооружений в каспийском регионе могла достичь верхней границы безопасности, за которой риск вооруженного конфликта увеличивался. А любой военный конфликт на Каспии нанесет удар по экономическим интересам Казахстана, который сильно зависит от разработки каспийских месторождений, трубопроводной инфраструктуры, и транспортных проектов, которые здесь существуют", – сказал "Вестнику Кавказа" директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.
Именно к созданию транспортно-логистической инфраструктуры в каспийском регионе было приковано внимание лидеров прикаспийский стран. Накануне саммита в Казахстане состоялся запуск мультимодального хаба порта Курык, который открывает новые транспортно-логистические возможности для всех стран региона, в том числе и для Азербайджана. На встрече с Ильхамом Алиевым Нурсултан Назарбаев рассказал о плюсах его использования: "Запуск мультимодального хаба имеет большое значение не только для Казахстана, но и для всего евразийского континента". Назарбаев отметил, что подключение к Евразийской транспортной системе – стратегическая задача для Казахстана. "Введенная автодорожная инфраструктура порта Курык предоставляет новые возможности для развития автомобильного транзита. Транскаспийский маршрут через Курык обеспечивает эффективную логистику доставки грузов из Китая, стран Центральной Азии – Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, а также Урало-Сибирского региона России в Турцию и Европу и обратно, что позволит Казахстану к 2020 году увеличить доходы от транзитных перевозок до 5 миллиардов долларов в год", – заявил Нурсултан Назарбаев.
Президент Казахстана подчеркнул, что развитие транспортной инфраструктуры дает мультипликативный эффект для роста конкурентоспособности экономики и придает новый импульс торговым потокам возрожденного Шелкового пути, расширяя сотрудничество и способствуя экономическому продвижению региона. Назарбаев также рассказал о работе, которая была проведена, чтобы превратить Казахстан в крупный транзитный узел. В частности, по его словам, было построено более 2,5 тысяч км железных и реконструировано 12 тысяч км автомобильных дорог. "Исторически это никогда не делалось, и мы сделали грандиозную работу", – отметил Назарбаев. "С президентом России мы договорились в дальнейшем продолжении этой дороги до Казани, Санкт-Петербурга и Европы", – сказал казахстанский лидер.
В свою очередь, Ильхам Алиев рассказал, что в Азербайджане был открыт порт Алят, который обеспечит полную интеграцию транспортных потоков и отметил политические и экономические выгоды использования транзитных возможностей двух стран. "Каспий стал внешней транспортной артерией. Мы будем стремиться к тому, чтобы все положения конвенции были выполнены, а Каспий и дальше играл роль стабилизатора в регионе", – заявил президент Азербайджана.
Не остается в стороне от этих планов и Россия. Как заметил президент Владимир Путин, РФ активно работает над развитием транспортного взаимодействия, намереваясь построить глубоководный порт в районе Каспийска. Он будет принимать суда с полезной нагрузкой от 15 до 25 тысяч тонн. Кроме того, Россия интегрирует свои порты в глобальные и евразийские транспорно-пассажирские цепочки, в том числе поддерживая проект международного коридора Север-Юг. Его запуск ускорит процесс доставки грузов в 2,5 раза. Ежегодно это порядка 25 млн тонн.
Президент Тукрменистана Гурбангулы Бердымухамедов предложил партнерам по "каспийской пятерке" создать региональный транспортно-логистический центр. "Его исполнительный аппарат мог бы располагаться на ротационной основе в прибрежных городах в каждой из наших прикаспийских стран", – заявил Бердымухамедов в Актау.
Руководитель аналитической группы центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин сказал "Вестнику Кавказа", что совместных проектов у Казахстана и Туркменистана не так много - газ и дороги. "Ашхабад и Астана регулярно обсуждают вопросы партнерства в газовой сфере и разработке трансграничных месторождений полезных ископаемых. Казахстан один из участников проекта экспорта в Китай центральноазиатского газа. CNPC с 2009 года закупает туркменское топливо, поступающее через территории Узбекистана и Казахстана. Что касается транспортной сферы, то с 2014 года была запущена транснациональная железная дорога Казахстан–Туркменистан–Иран", – сказал эксперт. По этому пути грузы могут беспрепятственно идти в страны Персидского залива, к Индийскому океану, в Европу. В 2016 году Казахстан присоединился к проекту транспортного коридора Средняя Азия – Ближний Восток (Узбекистан–Туркменистан–Иран–Оман). Новый коридор позволит странам Центральной Азии в перспективе связаться с портами Персидского и Оманского заливов оптимальным маршрутом.
На переговорах с Хасаном Рухани Назарбаев заметил, что состоявшиеся в 2016 году визиты дали хороший импульс двусторонним отношениям. "Наша сегодняшняя историческая встреча, основанная на доверии и взаимопонимании, урегулирует все вопросы, связанные с Каспийским морем, и укрепит сотрудничество между прикаспийскими странами", – заявил Назарбаев. В свою очередь Рухани отметил, что этот саммит достигнет самых позитивных результатов. "Наши страны очень близки не только географически, но и по ряду других аспектов. При этом у нас имеются общие интересы", – сказал лидер Ирана. Он подчеркнул, что Казахстан всегда поддерживает Иран на международных площадках и неизменно соблюдает договоренности по ядерной тематике. "Ваша страна выполняет очень важную миротворческую миссию на глобальной арене, в том числе в рамках Астанинского процесса. Наши отношения носят стратегический характер и развиваются по всем направлениям", – заключил президент Ирана.