Для решения нагорно-карабахского конфликта необходимо, чтобы все участники процесса урегулирования пришли к временному соглашению, которое будет выгодно обеим сторонам. В то же время такие международные игроки как ЕС должны понимать различия сторон, участвуя в процессах, происходящих на Кавказе, считает доктор Гюльшан Пашаева, замдиректора Центра стратегических исследований.
В этом году Азербайджан и Армения отмечают 25-ю годовщину восстановления независимости. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый обоими государствами в различных сферах, до сих пор не удалось прийти к взаимоприемлемому мирному решению армяно-азербайджанского конфликта по поводу Нагорного Карабаха. После того как стороны конфликта достигли соглашения о прекращении огня в мае 1994 года, ситуация в регионе находится в подвешенном состоянии на протяжении более двадцати лет. Последствия вооруженных столкновений между армянскими и азербайджанскими вооруженными силами вдоль линии соприкосновения в начале апреля 2016 года резко сместили приоритеты в регионе. Благодаря успешной контратаке вооруженных сил Азербайджана, несколько стратегических высот были возвращены впервые с 1994 года. Потеря 800 из 800 000 гектаров зоны безопасности в ходе столкновений с Азербайджаном в апреле была признана президентом Армении Сержем Саргсяном. Между тем, президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что азербайджанская сторона фактически восстановила контроль над территорией площадью около 2000 га.
Таким образом, четырехдневная война и первый признак процесса деоккупации так называемой зоны безопасности, которая охватывает семь азербайджанских районов (Лачинский, Кельбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраилский, Губадлинский и Зангеланский), прилегающих к бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, оккупированной армянскими вооруженными силами в 1993 году, создали новую реальность на земле и безвозвратно разрушили миф о «кипризации» карабахского конфликта.
Четырехдневная война также возродила посреднические усилия - наблюдается координация действий сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Были проведены встречи между президентами Азербайджана и Армении 16 мая и 20 июня 2016 в Вене и Санкт-Петербурге, соответственно.
Будущий статус Нагорного Карабаха, который является де-юре международно признанной территорией Азербайджана, но в настоящее время контролируется сепаратистским режимом так называемой "Нагорно-Карабахской Республики" (НКР), является главным камнем преткновения, мешающим достичь прогресса в переговорном процессе.
На протяжении многих лет Армения была и остается гарантом безопасности этого самопровозглашенного территориального образования, обеспечивая помощь в военной, политической, дипломатической, экономической и социальной сферах. В то же время, влиятельная армянская диаспора поддерживает "НКР" посредством финансирования и информационной поддержки. Без этих двух основных источников, НКР не была бы в состоянии функционировать в течение столь длительного времени.
Азербайджан не признает законность этого образования, которое не было признано ни одним государством, в том числе и самой Арменией в связи с тем, что возникло в результате применения военной силы и изгнания азербайджанского населения, причем не только из бывшей НКАО, но и из семи прилегающих районов Азербайджана, в нарушение принципов международного общественного и гуманитарного права. В Баку также считают, что жесткая позиция армянского населения Нагорного Карабаха в отношении права на самоопределение (на самом деле, отделения) привела к ущемлению прав азербайджанского населения этого региона. Несмотря на тяжелые последствия вооруженного конфликта, Баку не только продолжает рассматривать армянское население Нагорного Карабаха как своих граждан, но и готов предоставить Нагорно-Карабахскому региону самую высокую степень самоуправления в пределах территории Азербайджана.
Сегодня важно, чтобы посредники достигли как минимум временного, но значимого соглашения в рамках поэтапного урегулирования, которое будет способствовать согласованию этого основного вопроса и предоставит конфликтующим сторонам возможное решение, выходящее за рамки антагонистической игры. ЕС сохраняет своего рода нейтралитет в отношении конфликта и поддерживает посреднические усилия Минской группы ОБСЕ, которые, к сожалению, до сих пор были в основном бесплодными. Эксперты говорят, что в своем стремлении к нейтралитету, ЕС перешел от отсутствия политики по Нагорному Карабаху, к раздвоению, когда с одной стороны ЕС признает территориальную целостность Азербайджана, а с другой стороны - право региона на самоопределение, которое является центральным принципом сепаратистского движения Нагорного Карабаха. Такое отношение создает ложные ожидания и препятствует достижению прогресса в направлении урегулирования конфликта.
Важно, чтобы международные субъекты, в том числе и ЕС различали, что Азербайджан является принимающей стороной, а Армения стороной, национальное меньшинство которой проживает на территории другого государства. Армения должна изменить свою внешнюю политику в отношении национального меньшинства, использовать стратегию сотрудничества и прийти к соглашению с Азербайджаном на основе компромисса или отзыва своих территориальных претензий, как это сделали в свое время Швеция, Австрия и Республика Ирландия, национальные меньшинства которых проживают на Аландских островах, в Южном Тироле и Северной Ирландии соответственно. Все эти европейские государства осознали, что хорошие отношения с соседними государствами, такими как Финляндия, Италия и Великобритания являются краеугольным камнем будущей стабильности, развития и мира в этих регионах.