Вестник Кавказа

Изменение политического климата на постсоветском пространстве

До создания Евразийского экономического союза остается всего год, и по мере приближения 1 января 2015 года в адрес России со стороны Запада нарастают упреки в неоимперских устремлениях.
Справедливости ради стоит сказать, что некоторые российские чиновники и эксперты подчас тоже используют риторику в духе холодной войны. Так, председатель евразийского дискуссионного клуба Роман Школин уверен, что продвижению идеи Евразийского Союза мешает "активизация антироссийской политики ЕС и США, направленной на срыв процесса реинтеграции на евразийском пространстве. Внешнеполитические задачи американской администрации, зафиксированные в Концепции национальной безопасности, прямо указывают на необходимость препятствовать интеграционным процессам в Евразии и поддерживать на евразийском пространстве геополитический плюрализм. То есть Россия не должна быть сильной".

Одним из ключевых элементов противодействия российской политике, по мнению Школина, стало выдвижение ЕС различных виртуальных интеграционных инициатив с целью создания новых барьеров между братскими народами. "Сначала появилось Восточное партнерство, но затем, когда стало ясно, что оно не столь эффективно, было создано так называемое соглашение об ассоциации с ЕС. "Такие соглашения должны были сформировать у кандидатов стран впечатление о том, что это путь вступления в ЕС. Однако такие соглашения подписываются с рядом стран, которые не входят в состав Европы, например, со странами Африки, и понятное дело, что они никогда не станут полноценными участниками ЕС. Тем не менее прозападные элиты постсоветских республик с радостью ухватились за миф о европейском выборе с целью дезориентировать собственные народы и доходчиво объяснить им, почему не следует вступать в Евразийский Союз. В ловушку европейского выбора чуть не попала Украина. Комплиментарная политика Армении исчерпала себя. Надо отдать должное президенту Армении – он сделал правильный выбор, который отвечает коренным интересам армянского народа. Евроинтеграция Армении была остановлена", - считает Школин.

Мягче в своих суждениях был глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. Важным моментом формирования Таможенного союза, предтечи Евразийского союза, он считает готовность Киргизии рассмотреть вопрос о присоединении к ТС. По словам Пушкова, "в Киргизии перестает функционировать также американская военная база в Манасе. Думаю, что этой базе давно уже пора сворачиваться. В свое время нам объясняли, что это временное решение для американцев получить несколько баз в государствах Средней Азии для того, чтобы вести войну в Афганистане против бен Ладана. Но бен Ладен, или кто бы то ни было вместо него, уже не существует. О бен Ладене мы уже ничего не слышим. Поэтому война в Афганистане сейчас уже абсолютно не связана с теми причинами, которые привели к этой войне. И мне кажется, что уход США с военных аэродромов в этом регионе будет играть только позитивную роль".

Оценивая политику Вашингтона в СНГ, Пушков сказал: "США не играли здесь никогда той роли, которую они играли на Ближнем Востоке, где у них была установившаяся система союзов, и сохраняется еще и с Египтом, и с Саудовской Аравией, и с Израилем, с рядом других государств. Американское присутствие очень значительное в ближневосточном и средневосточном регионе. СНГ – зона, куда Соединенные Штаты все время стремились проникнуть, но, мне кажется, выбрали очень неправильный путь. Путь оранжевых революций. Произошла самодискредитация американской политики в этом регионе. Почему, на мой взгляд, не удался этот майдан на Украине? Потому что все уже видели результаты майдана 2004-2005 годов. Ющенко пришел к власти с 52% голосов поддержки, а ушел - с 2%. Вот "оранжевый" результат….
"Оранжевый" проект перестал быть привлекательным для большинства украинцев. То есть они уже знают, что это такое. Они уже получили некую прививку, кроме этого серьезного очень на самом деле по настроению, по активизму меньшинства, которое демонстрирует на майдане, но все-таки это, на мой взгляд, меньшинство. Поэтому мне кажется, что эта стратегия оранжевых революций, которая прошла у США в некоторых государствах, на территории СНГ она имела обратные результаты".

По мнению Пушкова, "даже в Грузии оранжевая революция 2003 года, которая привела к власти Саакашвили, фактически, дезавуирована нынешним грузинским большинством. То есть признано, что это был как минимум сложный и неоднозначный период в истории Грузии. А многие вообще считают, что это был негативный период в истории Грузии. Поэтому ставка на оранжевые революции США на пространстве СНГ, она себя не оправдала и привела к обратным результатам".
При этом Пушков заметил "определенное улучшение контекста в отношениях с Грузией. Россия заняла очень разумную позицию в связи со сменой власти в Грузии и с теми некоторыми новыми тенденциями, которые обозначились в политике нынешнего грузинского руководства. Сейчас даже заходит разговор о возможности возвращения к безвизовому режиму между Россией и Грузией. Мне кажется, что это позитивное развитие. У нас есть контакты с грузинской делегацией в Парламентской ассамблее Совета Европы. Незначительные, правда, но по сравнению с тем состоянием "холодной войны", которое было до сих пор, я могу все-таки зафиксировать некоторое изменение климата".

 

18145 просмотров