Итальянский флот готовится объединиться с Ливией и ультраправой группировкой Defend Europe ("Защитим Европу"), чтобы не дать кораблям благотворительных организаций спасать мигрантов. Как пишет Daily Beast в статье Italy Tells Charities to Stop Rescuing Migrants at Sea, в Средиземном море вдоль ливийских территориальных вод выдалась относительно спокойная неделя. Спасательные суда нашли в море несколько сот человек, но это гораздо меньше, чем тысячи людей, которых спасатели находили регулярно еще несколько недель назад.
Но относительное спокойствие может перерасти в бурю эпических масштабов, поскольку катера неправительственных организаций отправляются в зону поиска по периметру ливийских вод, чтобы попытаться помешать спасательным миссиям и остановить поток беженцев, направляющийся в Европу через Италию.
Первым станет корабль "C-Star", управляемый активистами ультраправой группировки Defend Europe ("Защитим Европу"), которые пообещали защищать границы континента от нелегальной иммиграции "любой ценой". Они будут "контролировать и наблюдать за деятельностью НПО, чтобы остановить незаконную перевозку людей... и спасти Европу".
Как именно они планируют это делать, остается неясным. Они уже столкнулись с трудностями после того, как протестующие не дали им причалить в Катании, городе на Сицилии, чтобы забрать свою команду, что вынудило их отправиться к Кипру.
Следующей должна прибыть группа итальянского военно-морского флота. Во вторник итальянской Комиссии по внешней и оборонной политике был представлен план, в котором описывается, как флот будет содействовать ливийской береговой охране в попытке не пустить корабли контрабандистов в международные воды, где их ждут лодки НПО.
Присутствие итальянских военных кораблей в территориальных водах Ливии фактически создаст морской барьер, который контрабандистам придется обходить, чтобы провезти свой человеческий груз в Европу. Группы по оказанию помощи предупреждают, что этот шаг приведет к созданию еще большего риска для жизни мигрантов. Ранее они заявляли о том, что отсутствие единой и согласованной стратегии Европы по борьбе с миграционным кризисом становится все более опасным. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, с 2016 года при попытке пересечь границу погибло более 7000 человек. Кроме того, многие суда контрабандистов тонут с людьми без каких-либо свидетелей.
"Вместо того, чтобы отправлять корабли спасать жизни и предлагать защиту отчаявшимся беженцам и мигрантам, Италия планирует развернуть военные корабли, чтобы вернуть их в Ливию, - заявил директор организации Amnesty International в Европе Джон Далхьюзен. - Эта постыдная стратегия принята не для прекращения роста числа погибших в центральном Средиземноморье, а для того, чтобы удержать беженцев и мигрантов подальше от итальянских берегов. Утверждения о том, что права тех, кого вернут, будут уважать, не помогут тем, кто бежал от ужасов войны".
Министр обороны Италии Роберта Пинотти отрицает, что страна станет частью фактической военно-морской блокады. Неясно, будут ли итальянские военно-морские силы выполнять спасательные миссию, а если будут, то куда они будут отвозить людей. Тем не менее корабли готовятся отправиться к ливийскому побережью. Они прибудут туда в эти выходные. Паоло Джентилони, премьер-министр Италии, назвал операцию "поворотным моментом" в попытках остановить поток беженцев, направляющийся в страну.
Если суда контрабандистов достигнут международных вод, их шансы попасть в Европу намного выше, потому что те, кого спасают неправительственные организации и торговые суда, а также береговая охрана Италии, всегда отправляются непосредственно в итальянские порты, хотя и это может скоро измениться.
На прошлой неделе итальянское правительство опубликовало кодекс поведения для НПО, который отказались подписывать "Врачи без границ" и немецкая спасательная группа Jugend Rettet. Среди пунктов, с которыми не согласны две группы, выделяется тот, который позволяет вооруженным силам Италии запретить пересадку мигрантов со спасательных судов на суда неправительственных организаций, что обычно делается для обеспечения постоянного присутствия благотворительных судов в поисково-спасательной зоне, в то время как более крупные, более быстрые суда занимаются перевозкой тех, кто был спасен, в итальянские порты.
В среду, через несколько дней после того, как группа отказалась подписывать документ, один из кораблей Jugend Rettet был остановлен у острова Лампедуза итальянской береговой охраной для инспекции, в ходе которой судно было изъято, а местный сицилийский суд начал расследование против членов экипажа за соучастие в незаконной иммиграции. Итальянские власти заявили, что те, кто не подписывал кодекс поведения, лишатся возможности высаживаться в итальянских портах, что может вынудить группы помощи отвозить мигрантов в Грецию, Мальту, Испанию или Францию.
По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, число прибывших беженцев в этом году приближается к 100 тысячам, что примерно соответствует показателям 2016 года. Благотворительные организации заявляют, что на данный момент более полумиллиона человек в Ливии либо застряли в центрах содержания, либо ждут, когда контрабандисты отправят их в Европу. На прошлой неделе Италия объявила, что ее центры по беженцам, в которых можно разместить до 200 тысяч человек, сейчас переполнены. Страна раздражена тем, что Европа не разделяет это бремя и не помогает ей.
Надвигающиеся битвы в море почти наверняка изменят нынешнюю динамику. Сейчас многие сравнивают суда НПО с такси, перевозящими беженцев и мигрантов. Но еще предстоит выяснить, означает ли это уменьшение числа прибывающих в Италию или еще большую смертность в море.