По мере приближения Европейских игр в Азербайджане, до старта которых осталось меньше месяца, активность традиционных критиков азербайджанского правительства на Западе неуклонно растет. В том числе, в Германии, где, как и в других странах западной Европы, обосновалось и обросло тесными контактами в местной «правозащитной тусовке» целое поколение обиженных азербайджанской властью (справедливо или нет – другой вопрос) людей, позиционирующих себя в качестве политических эмигрантов.
В роли их покровителей в политической элите открыто выступают, в первую очередь, представители оппозиционной партии «Зеленые», известные своей ярко выраженной евроцентристской позицией. Отработанные антиправительственными активистами еще в 2012 году в ходе подготовки к прошедшему в Баку конкурсу «Евровидение» механизмы информационного прессинга на Азербайджан запущены вновь. Ведь Европейские игры в понимании политтехнологов – это, в первую очередь, удачный «информационный повод». Совместными усилиями лоббистских групп, некоторых политиков и НПО в европейских столицах организовываются мероприятия, посвященные вопросам прав человека в Азербайджане, в различных СМИ все чаще появляются критические материалы про страну.
К слову, такое развитие событий было вполне ожидаемым с учетом масштабной «зачистки», которую азербайджанские правоохранительные органы провели за последние полтора года в рядах НПО, финансировавшихся со стороны некоторых западных политических фондов. Тот факт, что «прозападные» правозащитники и борцы с коррупцией в Азербайджане сами оказались замешаны в финансовых махинациях и занимались неприкрытым «грантоедством», сегодня, в ходе кампании по их защите, упоминать не любят. Иначе рискует развеяться мученический ореол, созданный вокруг проворовавшихся представителей «гражданского общества» - избранной касты работающих с западными организациями людей с деловой хваткой бизнесменов, но никак не правозащитников.
Сегодня, когда правоохранительные органы Азербайджана в течение недели арестовали несколько десятков влиятельных и близких к власти бизнесменов за «распил» полученных в Международном Банке Азербайджана кредитов на десятки и сотни миллионов долларов, едва ли можно упрекнуть Баку в «избирательности» подходов к оппозиционным правозащитникам и людям, приближенным к самой власти.
В то же время, прагматично настроенное правительство ФРГ предпочитает вести правозащитный диалог с Баку в конструктивной форме.
Во-первых, в Берлине осознают, что не обладают эффективными рычагами давления на Азербайджан, который не стремится ни в ЕС, ни в НАТО, да и от финансовой помощи Брюсселя не зависит. Ключевая роль Азербайджана в проекте «Южного газового коридора», в свою очередь, еще больше увеличивает значимость Азербайджана для Германии, обладающей решающим голосом в Евросоюзе и формирующей его энергетическую повестку.
Во-вторых, состоявшийся в январе этого года рабочий визит Ильхама Алиева в Берлин, где он провел встречу с канцлером Ангелой Меркель, показал, что тема прав человека – мягко говоря, не самая приоритетная в отношениях между двумя странами. Даже известный своими жесткими требованиями по отношению к демократичности других государств президент ФРГ Йоахим Гаук в недавнем поздравлении на имя президента Ильхама Алиева по случаю Дня Республики, в котором была затронута тема Европейских игр, критиковать Баку и не подумал. Гаук отметил, что Азербайджан, проводя через несколько недель в Баку первые Европейские игры, окажется в центре внимания. «В связи с этим я приветствую продолжение реформ и высокую оценку, которую Вы даете европейским ценностям. Германия как надежный партнер Азербайджана всегда поддерживала и будет поддерживать страну на этом пути. В этом направлении продолжение открытого диалога имеет очень большое значение», - говорится в поздравлении. Наконец, в отличие от подверженных правозащитному популизму и даже не входящих в правящую коалицию депутатов, немецкие правительственные чиновники и эксперты получают информацию о реальном положении дел в стране из нескольких, независимых друг от друга источников и находятся в постоянном диалоге с азербайджанскими коллегами.
Очевидно, что такой подход германского правительства не может устроить критиков официального Баку, не простивших ему отказа от тесного участия в антироссийских интеграционных инициативах (сюда можно отнести и фактический отказ Баку от подписания соглашения об ассоциации с ЕС), а также бесцеремонного обращения с пойманными на воровстве западными (точнее - американскими) агентами влияния. Заседающая в Бундестаге оппозиционная фракция «Зеленые/Союз 90-х» решила путем составления официального парламентского запроса вынудить официальный Берлин высказаться по каждому отдельному случаю в «череде репрессий», направленных против гражданского общества в Азербайджане (с документом можно ознакомиться здесь: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btd/18/047/1804796.pdf). Примечательно, что «Зеленые» горячо и беспрекословно поддерживают украинское и молдавское правительства, а также Грузию (причем, во времена антироссийского радикала Саакашвили отношение к ней было еще теплее), и про проблемы прав человека в этих странах, как правило, не заикаются. Более того, одним из составителей запроса является небезызвестная депутат от “Зеленых” Марилуизе Бек, обслуживающая американские интересы и про которую в немецкой блогосфере в конце прошлого года была опубликована разоблачительная статья (об этом случае “ВК” подробно писал в статье "Немецкий блогер разоблачает депутата от «Зеленых»: Марилуиза Бэк обслуживает американские интересы").
Согласно немецкому законодательству правительство ФРГ должно ответить на «малый» парламентский запрос («Kleine Anfrage») «Зеленых» в течение двух недель. Таким образом, ответ правительства ФРГ на каверзные вопросы от «Марилуизы Бек и Ко» должен будет, по идее, выйти аккурат в канун Европейских игр. Немецкое правительство, понимая провокационную подоплеку запроса, не горит желанием громогласно «отчитывать» Азербайджан для удовлетворения амбиций и лоббистских заказов нескольких «зеленых» депутатов. Поскольку парламентский запрос «Зеленых» довольно обширный и состоит более чем из 60 отдельных вопросов, немецкое правительство сообщило, что сможет ответить на них лишь к 30 июня – то есть, случайно или намеренно, но лишь спустя два дня после завершения важных для имиджа Азербайджана Европейских игр. В ответ на это со страниц издания Tagesspiegel, чьим автором является активно сочувствующая азербайджанской правозащитной «тусовке» журналистка Клаудия фон Зальцен, на немецкое правительство посыпались упреки и обвинения.
Ясно одно: ратующие за возрождение атлантизма в Европе депутаты от «Зеленых», требующие, к слову, от немецкого правительства жесткого конфронтационного курса и в отношениях с Россией, сегодня в очередной раз ополчились на Азербайджан, даже несмотря на его значимость в вопросе обеспечения энергетической безопасности ЕС. Каспийский газ должен попасть в Европу в 2019 году, Баку этому никак не препятствует, а, наоборот, является активным участником процесса. Но если дело не в экономике, то в чем? Возникает вопрос, не пытаются ли Баку наказать за его очевидное нежелание по примеру соседей пуститься в антироссийские политические авантюры? Тем более что улучшение азербайджано-российских отношений за последние два года не могло остаться незамеченными для «Зеленых» и их заокеанских кураторов. Промежуточная цель наблюдаемых акций – подпортить климат во взаимоотношениях между правительствами ФРГ и Азербайджана в канун очередного престижного мероприятия. Конечная же цель планомерной «антиазербайджанской» кампании - добиться полной или частичной дискредитации чересчур самостоятельного и несговорчивого азербайджанского правительства в Германии и ЕС в целом, увеличения де-факто государственных ассигнований на финансирование «гражданского общества» в Азербайджане (читай, расшатывание внутриполитической обстановки в республике), ограничения суверенитета страны и расширения возможностей влияния на ее внутреннюю и внешнюю политику. Сильный Азербайджан, способный отстаивать собственные национальные интересы, устраивает далеко не всех - ни на Западе, ни на Востоке. Но если когда-нибудь Азербайджан встанет в один ряд с расчлененными и стоящими в позе просителей перед западными финансовыми институтами Украиной и Грузией, пожертвовавших своей стабильностью и отношениями с РФ в угоду эфемерной европейской перспективе, то цель можно будет считать выполненной. Ведь в этом случае на южном фланге России возникнет еще одно враждебно настроенное к ней государство.
На государственном уровне в Германии, очевидно, понимают нежелательность подобного сценария для объективных интересов страны. Спустя 70 лет пост-военного шока Германия более не скрывает своих амбиций по превращению в европейскую континентальную державу. Но удается ли это ей? Российско-грузинский конфликт 2008 года, разгоревшийся после предположительно «неверного истолкования сигналов из США» со стороны Михаила Саакашвили (иначе говоря, в Вашингтоне осознанно или случайно подзадорили грузинского президента на начало военной операции), похоронил внешнеполитическую инициативу главы МИД ФРГ Франк-Вальтера Штайнмайера по созданию платформы стабильности и безопасности на Южном Кавказе, которая могла бы стать началом артикулированной германскими политиками кооперации с Россией.
Нынешний украинский кризис, помимо того, что превратил Украину в очередную финансовую дыру для европейских налогоплательщиков, также тяжело ударил по стратегически важным для Германии отношениям с Россией, подрывая экономическое развитие каждой из сторон. Соответствуют ли кризисы на постсоветском пространстве национальным интересам Германии? Очевидно, что нет. Один из архитекторов американской внешней политики Збигнев Бзежинский не перестает предупреждать американских политиков: создание доминирующей, антагонистической державы в Евразии, губительно для статуса США в качестве единственной мировой державы. Для этого, по мнению легендарного политолога, необходимо выявить динамичные евразийские государства, которые обладают силой, способной вызвать потенциально важный сдвиг в международном распределении сил и разгадать основные внешнеполитические цели их элит.
Таковыми являются, в том числе, технологически и экономически развитая Германия и богатая сырьевыми ресурсами ядерная Россия. Как видно, американцы держат руку на пульсе Евразии, и не в их интересах усиление России и Германии, и, уж тем более, возникновение германо-российского альянса. Столкнув две державы на Украине, продолжая активно пропагандировать идеи атлантизма в Европе, США добиваются сохранения собственного геостратегического преимущества. Постсоветские страны, в том числе, Азербайджан - лишь один из элементов мозаики, и проводящуюся против него проамериканскими «Зелеными» информационную кампанию необходимо рассматривать в общем геополитическом контексте.