Этим летом французская нефтегазовая компания Total продолжит разработку крупнейшего газового месторождения в Иране, сообщил исполнительный директор компании в интервью с Reuters, став первой западной компанией, сделавшей крупные инвестиции в энергетическую сферу страны после заключения Тегераном международной ядерной сделки.
Как сообщает New York Times в статье France's Total to Go Ahead With Major Iran Gas Project-CEO со ссылкой на исполнительного директора Патрика Пуянне, французская компания сделает первоначальные инвестиции в размере $1 млрд после того как США произведут очередное смягчение санкций против Ирана в связи с заключением им ядерной сделки в 2015 году. В Вашингтоне предупредили, что США могут разорвать соглашение, если сочтут, что Тегеран не сдерживает развитие своей ядерной программы. «Стоит пойти на риск и вложить $1 млрд, поскольку это открывает громадный рынок. Нам прекрасно известны риски. Мы учли возвращение санкций, мы также должны принять во внимание возможное внесение изменений в соглашение», - заявил Пуянне.
Разработка морского месторождения началась в 1990-х годах, и Total была одним из крупнейших инвесторов в Иране до введения международных санкций в 2006 году в связи с подозрениями, что Тегеран занимается разработкой ядерного оружия. Total решила вернуться и начать проект разработки 11-ой фазы газового месторождения "Южный Парс" в Персидском заливе, стоимость которого достигает $5 млрд, в то время, когда президент Хасан Рухани был подвергнут критике со стороны населения из-за недостаточного экономического возрождения страны после ослабления санкций в результате ядерной сделки.
Иран один из крупнейших мировых производителей нефти и газа, однако большинство крупных международных нефтегазовых гигантов, включая Royal Dutch Shell и BP, продемонстрировали ограниченный интерес к инвестированию в ИРИ на фоне неопределенности в условиях договоров и резкого падения мировых цен на нефть. Жесткая позиция президента США Дональда Трампа в отношении Ирана еще больше охладила инвестиционный климат, несмотря на то, что его администрация в прошлом месяце продолжила политику ослабления санкций. «Нам придется жить с некоторой неопределенностью», - сказал Пуянне. Он добавил, что Total владеет 50,1% в месторождении "Южный Парс" совместно с китайской China National Petroleum Corp. (30%) и иранской Petropars (19,9%).
За последние годы французская компания также сделала ряд значительных инвестиций в Абу-Даби, Катаре и Бразилии, поскольку Пуянне рассматривает трехлетний спад на мировом энергетическом рынке как возможность заключить сделки для доступа к дешевым ресурсам, чтобы обеспечить мощный рост. Цель Total заключается в достижении доходности выше 15% при каждом новом проекте, внедряемом компанией во всем мире. Это относится и к «Южному Парсу», по которому условия, оговоренные с правительством Ирана, будут значительно лучше, чем в период до санкций, сообщил Пуянне. Инвесторы жаловались, что предыдущие иранские контракты позволили иностранным компаниям получить лишь небольшую прибыль. Total разрабатывала вторую и третью фазы «Южного Парса» в 1990-х годах.
По словам Пуянне, новый Иранский нефтяной контракт (IPC) отличается от своего предшественника, предлагая вознаграждение оператора на основе производства, а не обычный процент затрат на разработку. Контракт будет охватывать период времени в 20 лет, а не семи или восьми. «IPC - это реальное улучшение. Мы бы не поедехали в Иран, если бы не было соразмерного вознаграждения», - сказал он. Поскольку санкции США, запрещающие расчеты с Ираном в долларах, все еще действуют, Total будет финансировать проект в евро из своих собственных ресурсов.
Пуянне сообщил, что газ из «Южного Парса» будет поставляться только на быстрорастущий внутренний иранский рынок, и даже часть не будет экспортироваться. Total будет получать вознаграждение не наличными, а в виде конденсата, супер легкой сырой нефти, которая является побочным продуктом добычи газа. «Южный Парс» - это часть сверхгигантского газового месторождения, которое охватывает территориальные воды Ирана и Катара, где Total также является крупным игроком в области добычи газа, а также нефти и нефтепереработки. В Тегеране указали, что разработка проекта не будет затронута дипломатической изоляцией Катара, начатой Саудовской Аравией и некоторыми ее союзниками из стран Персидского залива. Пуянне также сказал, что Total рассматривает проект в нефтехимическом секторе Ирана, который потребует внешнего финансирования от азиатских банков, хотя это остается на менее продвинутом этапе.