По мере нарастания политической напряженности экономическое положение Ирана ухудшается под влиянием санкций США. Европейские страны проводят более жесткую линию против Тегерана, а экспорт нефти падает из-за американских санкций. Middle East Online в статье Pressure on Iran grows as Europe gets tougher and oil exports fall пишет, что Германия лишила частного иранского перевозчика Mahan Air права на посадку, обвинив авиакомпанию в транспортировке военной техники и персонала в Сирию, а также другие зоны военных действий на Ближнем Востоке.
Соответствующее решение было принято через неделю после того, как федеральная полиция Германии арестовала 50-летнего переводчика немецко-афганского происхождения, который работал в отделе кибербезопасности вооруженных сил страны, по подозрению в шпионаже в пользу Ирана. Тегеран также обвинили в организации террористических заговоров в Европе.
Германия выразила обеспокоенность по поводу подозрений о деятельности иранских спецслужб. СМИ пишут, что военный переводчик имел доступ к информации, касающейся немецких войск в Афганистане. Иран отверг выдвинутые обвинения.
После решения президента США Дональда Трампа в мае прошлого года выйти из международного ядерного соглашения с Ираном Германия и другие страны ЕС пообещали сохранить договор, однако сообщения о незаконной деятельности Ирана в Европе осложняют политические отношения между Европейским союзом и правительством иранского президента Хасана Рухани.
Али Фатоллах Неджад, приглашенный сотрудник Дохинского центра Института Брукингса, считает, что предполагаемые "иранские заговоры" могут указывать на борьбу за власть в Тегеране. ”Один из способов трактовки этих событий - борьба между различными фракциями режима, в ходе которой некоторые группы используют разведывательные действия за границей, чтобы саботировать политику Рухани по открытию Ирана для внешнего мира. Но полной уверенности в этом нет”, - сказал Фатоллах Неджад.
Объявляя о запрете для Mahan Air, Штеффен Зайберт, представитель канцлера Германии Ангелы Меркель, прямо заявил о "террористической деятельности тегеранского режима в Европе". Соединенные Штаты ввели санкции против Mahan Air еще в 2011 году, заявив, что компания предоставляла финансовую и другую поддержку Корпусу стражей Исламской революции в Иране. Госсекретарь США Майк Помпео приветствовал решение Германии в отношении Mahan Air. ”Авиакомпания перевозит оружие и истребители по всему Ближнему Востоку, поддерживая разрушительные амбиции иранского режима в регионе, - написал Помпео в Twitter. - Мы призываем всех наших союзников последовать примеру Германии”.
Фатоллах Неджад считает, что одна из причин запрета Mahan Air - желание Германии противостоять критике США по поводу того, что Европа ”наивно себя ведет” в отношениях с Ираном. Германия также заявила Ирану, что ”шпионская деятельность недопустима”.
Однако Зайберт подчеркнул, что запрет рейсов Mahan Air в Дюссельдорфе и Мюнхене не был результатом давления США: ”Решение Германии основано на соображениях нашей безопасности. Нельзя исключать, что эта авиакомпания может и в Германию доставлять грузы, угрожающие нашей безопасности. Решение основано на опыте прошлой террористической деятельности Ирана в Европе”.
Ранее Европейский союз ввел новые санкции против Ирана, обвинив страну в террористических актах. Впервые с 2015 года ЕС ввел санкции против Ирана, что отражает растущую тревогу европейцев по поводу подозрений в террористической деятельности на территории ЕС.
Правительство Нидерландов заявило, что его секретная служба имеет серьезные основания полагать, что Иран участвовал в убийствах двух голландских граждан иранского происхождения в 2015-м и 2017 годах.
Франция арестовала двух подозреваемых иранских агентов по обвинению в заговоре с целью организации теракта на конференции изгнанной оппозиционной группировки, Организации моджахедов иранского народа, в июне прошлого года под Парижем.
В октябре Дания обвинила Иран в планировании убийства члена оппозиционной группировки ”Ахвази”. В Тегеране говорят, что участники группировки были организаторами теракта в Иране, в результате которого в сентябре погибло 25 человек. Министр иностранных дел Ирана Мухаммед Джавад Зариф ответил на более жесткую линию ЕС и обвинил европейцев в укрывательстве террористов, имея в виду Организацию моджахедов иранского народа.
Вольфганг Ишингер, бывший высокопоставленный германский дипломат и председатель Мюнхенской конференции по безопасности, заявил, что Иран ”лишает себя почвы под ногами”, усугубляя политические настроения вокруг ядерной сделки. Действия Ирана в Германии и в других странах омрачают усилия по поддержанию ядерной сделки с государством, цитируют Ишингера СМИ.
Фатоллах Неджад думает, что интерес Европы к сохранению ядерного соглашения останется неизменным, несмотря на текущие проблемы: ”Европа все еще хочет поддерживать хорошие отношения с Исламской Республикой”.
Но по мере нарастания политической напряженности экономическое положение Ирана ухудшается под влиянием санкций США. Торговля между Ираном и Европейским союзом сократилась примерно на 66% в ноябре 2018 года по сравнению с ноябрем 2017 года, сообщает Financial Tribune.
По данным информационного агентства Reuters, Ирану не удалось найти покупателей, которые могли бы продавать нефть частным компаниям для экспорта на бирже энергоресурсов, что препятствует усилиям Тегерана по обходу американских мер.
Сейчас глава иранского внешнеполитического ведомства собирается на Мюнхенскую конференции по безопасности, которая пройдет 15-17 февраля. Там также ждут канцлера Германии Ангелу Меркель, президента Франции Эмманюэля Макрона, президента Египта Абдул-Фаттаха ас-Сиси, а также нескольких высокопоставленных чиновников, включая госсекретаря США Майка Помпео, государственного министра Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра и министра иностранных дел России Сергея Лаврова.
Накануне Мюнхенской конференции Польша и США задумали провести в Варшаве международную встречу, посвященную деятельности Ирана на Ближнем Востоке. Но их решение получило слабую поддержку: Россия заявила, что не будет присутствовать; глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини хочет остаться в стороне; а представители Тегерана и вовсе не были приглашены.