Вестник Кавказа

Дамаск и вооруженная оппозиция не нашли точек соприкосновения

"Вестник Кавказа", Middle East Eye 
Дамаск и вооруженная оппозиция не нашли точек соприкосновения

В конце минувшей недели представители стран-гарантов перемирия в Сирии (Россия, Иран, Турция) на встрече в рамках 12-го раунда Астанинского процесса подтвердили свою неизменную приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии, а также осудили решение администрации США о признании суверенитета Израиля над оккупированными сирийскими Голанскими высотами.

Иран, Россия и Турция отвергли попытки создать новые реалии "на земле" под предлогом борьбы с терроризмом и выразили решимость противостоять сепаратистским планам, направленным на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии, а также национальной безопасности соседних стран. По сообщениям, стороны договорились пригласить соседние страны с Сирией -- Ирак и Ливан -- присоединиться к Астанинскому процессу.

Однако, как пишет Middle East Eye в статье Syrian opposition denounce 'terrorist' regime as talks in Kazakhstan end without deal, надежды на то, что сирийское правительство и вооруженная оппозиция договорятся о создании комитета для разработки новой конституции разрушенной войной страны, вновь не оправдались. Стороны пришли к такому выводу после двух отдельных встреч с новым посланником ООН по Сирии Гейром Педерсеном в столице Казахстана. Уже более года ведутся переговоры о составе комитета, в котором каждая из сторон будет иметь по 50 мест. Пятьдесят других членов должны быть выбраны ООН из гражданского общества Сирии. Лидер сирийской оппозиционной группы Ахмад Тома считает, что достижению окончательного соглашения мешает позиция официального Дамаска. "44 из 50 кандидатур, предложенных ООН, одобрены, но режим хочет выбрать последние шесть имен. Они хотят предложить больше людей, чем мы".

Западные правительства скептически относятся к Астанинскому процессу, который начался в 2017 году. По их мнению, он отвлекает внимание от женевских переговоров, которые продолжаются уже семь лет. В ноябре тогдашний бывший посланник ООН по Сирии Стеффан де Мистура, назвал провал очередной попытки сформировать конституционный комитет "упущенной возможностью". Пять месяцев спустя переговоры так и не увенчались успехом, и многие аналитики отмечают, что Женевский формат также принес очень мало результатов. Даже когда комитет будет сформирован, возникнут очередные споры по поводу его повестки дня и механизма голосования.

Встреча в казахстанской столице на прошлой неделе показала, что противоречия между сторонами велики. Хотя правительственная делегация во главе с Башаром Джафари, представителем Сирии в ООН, и оппозиционная группа сидели в одном зале на заключительном пленарном заседании, они не разговаривали друг с другом. На отдельных пресс-конференциях не было и намека на компромисс. Тома сказал: "Режим является крупнейшим террористом в Сирии. Как мы можем сотрудничать с таким режимом?" Со своей стороны, Джаафари осудил политиков, "которые используют такие термины как "умеренная оппозиция" и заявляют, что в Сирии нет террористов".

Сохраняются и разногласия по поводу роли Турции в Сирии. Анкара оказывала помощь оппозиционным силам в северо-западной сирийской провинции Идлиб. Президент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган договорились в прошлом году в Сочи о механизме деэскалации, согласно которому вокруг Идлиба будет создана буферная зона между правительством и оппозиционными силами, а также об открытии центральной магистрали, ведущей в Дамаск.

В рамках соглашения Турция отвечает за разоружение различных группировок боевиков. В свою очередь, сирийская армия обязалась прекратить наземное наступление с целью вернуть провинцию. Российско-турецкое соглашение также предусматривался обмен заключенными. Девять сирийских военнослужащих, удерживаемых оппозицией, и девять повстанцев, удерживаемых правительством, были обменены на прошлой неделе при посредничестве ООН и Сирийского арабского Красного полумесяца. Это был третий подобный обмен. Однако план по деэскалации не привел к снижению активности боевиков в Идлибе.

***

Изменение позиции Запада по поводу сохранения у власти президента Сирии Башара Асада может таить в себе двойную повестку дня, подразумевающую создание условий для смены режима, завил ТАСС спецпредставитель президента России по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев по итогам переговоров. "Мы замечаем, что риторика изменилась со стороны не сколько Саудовской Аравии, а ведущих стран Запада: США, Великобритании, Франции. Недавно из Парижа даже было заявление о том, что французская сторона допускает сохранение президента Сирии Башара Асада у власти, но, опять же, на какой-то период. Да, позиция смягчилась, но что за этим стоит? Проблема в том, есть ли здесь замаскированная, двойная повестка дня, подразумевающая создание условий для смены режима. Поэтому сирийское правительство с достаточно большими опасениями воспринимает даже такие сигналы, символизирующие изменение политики в отношении Дамаска. Правительству Сирии нужны гарантии безопасности", - заявил Лаврентьев. По его словам, уровень доверия достаточно низкий, повысить его тяжело, но "история других стран показывает, что найти варианты возможно, даже если уровень недоверия зашкаливает и люди смотрят друг на друга только через прицел автоматов".

Следующая встреча по Сирии пройдет в столице Казахстана в июле.

11900 просмотров