Неожиданное заявление президента США Дональда Трампа о выводе американских войск из Сирии на прошлой неделе застало многих врасплох, включая представителей его собственной администрации. Более того, это решение привело к отставке министра обороны Джеймса Мэттиса. Middle East Monitor в материале Iran’s policy in Syria post-US troop withdrawal напоминает, что два месяца назад советник по национальной безопасности США Джон Болтон в преддверии выступления Трампа в ООН подтвердил, что США не покинут Сирию до тех пор, пока в стране действуют Иран и его "доверенные лица".
Теперь Тегеран ждет дальнейших действий США. Вывод американских войск может стать предвестником широкомасштабного сокращения присутствия сил США в регионе, а может положить начало усилению проблем для ИРИ.
Вскоре после объявления Трампа политический координатор США в ООН Родни Хантер заявил на заседании Совета безопасности по Сирии, что Вашингтон ”будет использовать все инструменты национальной власти, чтобы добиваться вывода войск, поддерживаемых Ираном”.
В ходе своего неожиданного визита в Ирак 26 декабря Трамп заявил, что намеревается оставить в стране примерно 5200 американских военнослужащих, воспринимаемых как противовес иранскому присутствию, и использовать Ирак в качестве ”базы в случае необходимости что-либо сделать в Сирии”. Само собой разумеется, что вероятность военного конфликта с Тегераном в будущем резко возрастет, если на смену Мэттису придет антииранский ястреб.
В любом случае, предстоящий уход США из Сирии оставил иранским лидерам еще одну дилемму, касающуюся Турции и ее антиасадовских союзников, с одной стороны, и Сирийских демократических сил во главе с курдами на богатом нефтью северо-востоке, с другой.
В совместном заявлении, опубликованном после последней встречи президента Хасана Рухани со его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом 20 декабря, Тегеран и Анкара подчеркнули приверженность борьбе против действующей в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК) и ”Партии свободной жизни в Курдистане” (PJAK) в Иране. Для Анкары Сирийские демократические силы (СДC), где доминируют курды, включая их основной военный компонент - Отряды народной самообороны (YPG) - это ответвление РПК, которую страна считает террористической организацией.
Отношения с Турцией жизненно важны для ИРИ, так как всеобъемлющие санкции США против нефтяной промышленности и банковского сектора страны, вновь введенные после выхода администрации Трампа из ядерной сделки с Ираном, уже начали давать о себе знать. Поэтому маловероятно, что Тегеран выступит против запланированного военного вмешательства Анкары с целью очищения северной Сирии от вооруженных курдских сил.
Между тем Иран беспокоит возможное падение курдских районов на северо-востоке Сирии, ведь победа Турции может создать сложную ситуацию, аналогичную положению в Идлибе, где некоторые оппозиционные группировки стремятся создать ”республику северной Сирии”. Это может серьезно подорвать суверенитет Сирии и отбросить усилия по восстановлению ее территориальной целостности.
Иран не устраивает автономное курдское правление на северо-востоке Сирии. Прежде всего, оно будет препятствовать попыткам Тегерана проложить наземный коридор через северо-западный Ирак к Средиземному морю. Такой маршрут будет безопаснее и удобнее, чем через центральные и южные районы, расположенные ближе к границам Израиля и Иордании.
Усиление курдских позиций на северо-востоке Сирии лишит бы центральное правительство обширных нефтяных ресурсов и плодородных сельскохозяйственных земель вокруг Евфрата, которые занимают примерно четверть всей сирийской территории. До начала гражданской войны в 2011 году Дамаск добывал 387 000 баррелей нефти в день, большая часть которой поступала из восточной и северо-восточной Сирии, включая нефтяные месторождения Аль-Омар, Шадади и Сувейда, которые в настоящее время находящиеся под контролем СДС. В феврале около 300 служащих проправительственных сил были убиты в ходе авиаударов США в районе города Дейр-Эз-Зор. Это стало одним из самых смертоносных нападений на курдских боевиков за все время войны.
Идеальным сценарием для ИРИ и ее Корпуса стражей Исламской революции после вывода американских войск из Сирии было бы восстановление относительного, если не полного, правительственного контроля над районами, удерживаемыми курдами. С этой целью Тегеран, вероятно, прибегнет к так называемому ”стратегическому хеджированию рисков”, максимально сдерживать Турцию и одновременно ограничивать реализацию идеи курдской автономии в Сирии.
Заметим, что вчера подразделения сирийской армии вошли в город Манбидж, который ранее контролировали Силы самообороны сирийских курдов (YPG).