С неожиданно жесткими и однозначными по содержанию заявлениями о предстоящем саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе выступила канцлер ФРГ Ангела Меркель. В своей речи она сделала ряд важных мессиджей странам "Восточного партнерства" и России. Так, Ангела Меркель особо отметила успехи Грузии и Молдавии на пути к заключению соглашения об Ассоциации с ЕС, посулив этим странам «уникальное по глубине и широте сотрудничество» с Евросоюзом и пообещав реальную помощь на тот случай, если партнеры столкнутся с давлением со стороны России.
Помимо этого, Германия фактически дала понять Украине, что хотя та находится в одном шаге от заключения договора об Ассоциации, предпринятые до сих пор Киевом усилия все еще недостаточны и не до конца убедили Берлин в европейском выборе Украины.
Меркель также дипломатично дала понять, что Армения после решения о вступлении в Таможенный союз стала для ЕС «списанным материалом» и не может более рассчитывать на особое привилегированное отношение со стороны европейцев.
Наконец, Меркель призвала российское руководство прекратить мыслить категориями «холодной войны» и исключила «право вето» третьей стороны на решения суверенных государств о векторе их развития. «Вестник Кавказа» представляет читателям эксклюзивный перевод речи Ангелы Меркель.
Об отношениях с Молдавией и Грузией
"Республика Молдова продемонстрировала, что, несмотря на некоторые внутренние политические потрясения, среди восточных партнеров она является наиболее решительной страной в том, что касается принятия и реализации реформ. Чтобы предстоящее парафирование договора об Ассоциации и соглашения о свободной торговле было быстрым и эффективным, на последнем заседании Европейского совета в Брюсселе мы обязались как можно быстрее создать предпосылки для последующего подписания договора об Ассоциации.
Наши отношения с Молдовой и Грузией после парафирования соглашений станут ближе, чем когда-либо ранее. Согласованные договоры позволят этим странам достичь уникального на сегодняшний день по глубине и широте тем сближения с ЕС. Они обеспечат возможности для экономического развития, модернизации общества и политической системы, а также поддержат создание современного правового государства. Это, в свою очередь, может укрепить правовую основу для инвестиций и торговли, а также для борьбы с коррупцией. Это те возможности, которые могут предоставить странам "Восточного партнерства" заключение Ассоциации и соглашения о свободной торговле с Евросоюзом".
Об Украине
"Столь тесная ассоциация с ЕС подразумевает под собой обязательства. Это, в частности, обязательство реализовать те пункты, о которых мы договорились. Соглашение о свободной торговле обязывает наших партнеров, например, к имплементации европейских торговых стандартов. Частично это является серьезным вызовом для экономик стран-партнеров, и - здесь мы не должны строить иллюзий - потребуется много лет, чтобы завершить этот процесс. Однако, экономика - только одна важная глава в соглашении об ассоциации. Не менее важны требования об обеспечении верховенства права, демократии и прав человека.
Это подводит нас к консультациям с Украиной. Один лишь размер территории Украины обеспечивает особый вес этой страны в рамках "Восточного партнерства". С Украиной ЕС добился наибольшего прогресса в формировании новых договорных отношений. Мы всегда ясно давали понять Украине, что в рамках нового договорного качества сотрудничества общая приверженность европейским ценностям, таким, как демократия, верховенство закона и гражданских свобод, должна быть не только на словах, но и на деле.
Министры иностранных дел ЕС в декабре 2012 года определили три области, в которых Украине необходимо добиться прогресса. Во-первых, это реформа избирательного законодательства. Во-вторых, прекращение практики так называемого избирательного правосудия, где символичным является дело Юлии Тимошенко. В-третьих, имплементация повестки Ассоциации.
Мы ожидаем, что Украина сделает реальные шаги в направлении выполнения требований к подписанию соглашения об ассоциации. Мы ожидаем, что этот процесс будет реализован на постоянной основе и необратимо.
Нет никаких сомнений, что Украина по-прежнему сталкивается с серьезным внутренним сопротивлением реформам. Дополнительной серьезной проблемой Украины является фискальная консолидация. Без солидных финансов не может быть соглашения об экономической поддержке МВФ. Мы считаем, что такое соглашение с Украиной необходимо. От этого зависят и двусторонние кредиты ЕС для макрофинансовой помощи Украине на общую сумму более чем в полмиллиарда евро.
Наш извечный совет Украине состоит в том, чтобы она провела необходимые реформы. Эти шаги мы не можем сделать вместо украинского правительства. Реформы должны быть проведены и вне зависимости от подписания соглашения об ассоциации и о свободной торговле. Мы знаем, что они не могут быть полностью реализованы за один день.
Мы также хотели бы поддержать Украину в ее реформах своими предложениями о сотрудничестве и финансовой поддержкой Европейской политики соседства, но условия для этого должна создать сама Украина. И не когда-нибудь, а сейчас.
В эти дни идут обсуждения, в том числе, и в украинском парламенте. Сегодня я вынуждена констатировать: пока еще не ясно, будет ли Украина готова создать условия для возможного подписания ассоциативного договора. Завтра в Совете министров иностранных дел в Брюсселе будет обсуждаться именно эта тема. Если Украина оправдает наши ожидания, и мы подпишем договор об ассоциации, то мы можем оказать поддержку Украине путем предварительного применения соглашения об ассоциации, если Киев увидит негативные шаги со стороны России".
Об отношениях с Россией
Мы знаем, что решение об интеграции в Европейский союз дается тяжело не только Украине, но и всем нашим партнерам. В последние месяцы некоторые их были подвержены значительному давлению. На саммите в Вильнюсе я приложу усилия для того, чтобы ЕС противопоставил этому давлению конкретные возможности для партнеров и проявил с ними солидарность, будь то за счет дополнительных возможностей для продажи на европейских рынках продуктов наших партнеров, которые не могут быть экспортированы в Россию, или же путем усиления энергетического обеспечения партнеров.
Говоря прямо и откровенно: страны самостоятельно принимают решение о направлении, в котором будут идти в будущем. Ни у одной третьей стороны не может быть права вето на это. Таково наше понимание взаимного уважения к свободе выбора, закрепленного в Хартии ОБСЕ.
Я неоднократно обсуждала этот вопрос в беседах с президентом России Владимиром Путиным. Я неоднократно давала понять, что ни "Восточное партнерство", ни двусторонние договорные отношения, которые ЕС хочет заключить со своими партнерами, не направлены против России. Напротив, укрепление и модернизация экономик наших партнеров из Восточной Европы, как нам кажется, будут выгодны и России. ЕС неоднократно направлял России предложения выработать взаимовыгодное сотрудничество путем переговоров. По моему глубокому убеждению, мы должны продолжать работу над тем, чтобы не было подхода «или-или» между сближением стран "Восточного партнерства" с ЕС и усилиями России для создания более тесного партнерства с этими же странами. ЕС выдвинул с этой целью предложения России, которые мы должны обсудить как можно скорее".
О решении Армении присоединиться к ТС
"Армения выбрала в этой ситуации вступление в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, и, таким образом, отказалась от парафирования договора об Ассоциации и соглашения о свободной торговле с ЕС. Конечно, мы принимаем это решение. В то же время мы ищем пути для будущего сотрудничества между ЕС и Арменией. Оно не будет иметь особого качества сотрудничества, как с Грузией и Молдовой, но Армения является важным восточным партнером ЕС".
***
"Саммит в Вильнюсе станет важным шагом на пути трансформации наших партнеров на Востоке. Он покажет путь в будущее, но и ясно продемонстрирует, какая работа ждет нас еще впереди. Тень холодной войны все еще существует, и наша работа, в особенности задача Германии, состоит в способствовании тому, чтобы холодная война осталась позади для всех, в том числе, и для наших восточных партнеров".