Решение президента США Дональда Трампа повысить пошлины на импорт алюминия и стали из Турции до 20% и 50% соответственно вызвало резкое падение курса турецкой лиры, что стало поводом для беспокойства для многих развивающихся стран, зависящих от укрепляющегося доллара. Индонезия, Малайзия, Филиппины и Индия могут оказаться в ситуации Турции.
Как отмечает гонконгская газета South China Morning Post в материале TURKEY’S CRISIS SHOWS A DEEPER DISEASE – AND ASIA IS INFECTED TOO, на фоне падения турецкой лиры за последние несколько недель бизнесмены и инвесторы, работающие на азиатском направлении, задумываются о том, могут ли другие страны региона столкнуться с проблемами Турции. Многие считают, что происходящее в Турции вызвано набором уникальных для этой страны условий, и шанс того, что кризис распространится на Азию, невелик. Необычная экономическая политика президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и политическая нестабильность могли нанести ущерб лире, но ведь нет никаких разумных причин, по которым эти факторы могли бы повлиять на валюты в 10 тысячах км в странах Юго-Восточной Азии?
После финансового кризиса 2008 года Турция стала любимицей инвесторов. Когда ставка ФРС США была близка к нулю, а доллар был слабее, Турции могла легко и дешево заимствовать большие суммы у США для финансирования амбициозных внутренних инвестиционных программ. Рост экономики превысил 7%, и иностранные инвесторы встали в очередь, чтобы вложиться в турецкие компании. Сегодня турецкие заемщики должны около $450 млрд (по сравнению с менее чем $100 млрд в начале 2000-х). За следующие 12 месяцев Турция должна вернуть около $230 млрд за импорт, в основном за нефть и газ. Доступные валютные резервы страны составляют чуть более $40 млрд. В прошлом, когда доллары США были дешевыми и доступными, Турция могла спокойно занять больше, чтобы обслужить свой долг. Но в последнее время ситуация сильно изменилась.
Во-первых, США повысили ставку в семь раз с конца 2015 года. За последний год ФРС приступила к изъятию долларовой ликвидности из системы, сократив баланс примерно на $230 млрд.
Во-вторых, с начала 2016 года цена на нефть подскочила с $35 за баррель до $70. Учитывая, что мировое потребление нефти составляет около 100 млн баррелей в день, страны, закупающие нефть, вынуждены искать дополнительные $350 млрд для финансирования своих стандартных 100-дневных запасов.
В-третьих, инвесторы решили, что снижение налогов Трампом поспособствует экономическому росту США, в то время как развязанная им торговая война навредит зарубежным экономикам больше, чем Америке. В результате курс доллара сильно вырос.
Проще говоря, долларов США стало меньше, но их стоимость выросла. Это вызвало проблемы в Турции, которая остро нуждается в американской валюте для обслуживания своих внешних долгов. Но Турция не единственная развивающаяся экономика, которая опиралась на доллары в те годы, когда они были дешевы.
По данным Банка международных расчетов (БМР), долг компаний на развивающихся рынках по всему миру составляет $3 трлн. Многие из этих компаний азиатские.
США предоставили $1,25 трлн международным банкам и выпустил около $750 млрд в валютных облигациях. Из этого 2 млрд долга примерно четверть, или $500 млрд, должна быть возвращена к концу следующего года.
Другими словами, азиатские заемщики будут вынуждены найти огромные средства, и если американская валюта продолжит укрепляться, им будет еще сложнее.
Не все страны столкнутся с этой проблемой. Китайские компании приобрели облигации в иностранной валюте (в основном в долларах) на $450 млрд. Однако валютные резервы Народного банка Китая составляют $3,1 трлн.
Судя по размерам долгов, больше всего могут пострадать Индонезия, Малайзия, Филиппины и Индия. Проблемы этих стран не достигают турецких масштабов. Но если доллар США продолжит расти такими темпами, то несколько азиатских стран могут оказаться в кризисе схожим с тем, с которым сейчас столкнулась Турция. Уже пострадали индонезийская рупия и индийская рупия. Индийская валюта сейчас достигла уровня 70 рупий за доллар.