Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на совещании в четверг в Алма-Ате, призвал чиновников не ждать, когда снова повысятся цены на нефть, а развивать новые технологии и различные сферы экономики. Одним из таких направлений может стать инфраструктурная сфера. Однако в условиях конфликта России с Украиной и с Турцией Казахстан попал в транспортную ловушку.
Действующая в Казахстане экспортно-сырьевая модель дала сбой при падении цен на основные экспортные товары страны, поэтому республике довольно сложно в условиях волатильности на сырьевых рынках реализовывать программы развития форсированной индустриализации и создания новой инфраструктурной среды. Выходом из сложившейся ситуации становится развитие транспортного направления. В условиях кризиса транспортные проекты самые выгодные. Это то, что может подхлестнуть экономический рост в Казахстане, поддержать его на плаву. Тем более, что начинать с нуля не придется. Еще несколько лет назад была определена перспективность этого направления, и уже к концу 2016 года планируется открыть проезд на всем протяжении транзитного коридора "Западная Европа – Западный Китай". Сегодня, по словам министра по инвестициям и развитию Казахстана Амангельды Бекова, несмотря на то, что транзитный коридор официально не сдан в эксплуатацию, грузопоток по нему увеличился в 2,5 раза. "Этот транспортный коридор уже практически начал работу и приносит прибыль. Ожидается, что ежегодно магистраль будет приносить в казну порядка 300 миллионов долларов США в год", – сказал Беков на пресс-конференции в Астане.
"Казахстан, как страна сухопутная, заинтересован в продвижении самого себя как транзитного государства. Но объективная реальность в том, что морские перевозки экономичней и еще долго будут наиболее приоритетными", – сказал "ВК" руководитель общественного фонда "Мир Евразии" Эдуард Полетаев. По его словам, транзитные услуги Казахстана в первую очередь могут заинтересовать Китай, стремящийся максимально оперативно доставлять в Европу такие товары как, например, новые модели мобильных телефонов, одежду, т.е. все то, что быстро выходит из моды. "Но все равно загрузить на 100% сухопутные маршруты Казахстан будет непросто, и ожидать караваны фургонов из Китая в Европу или наоборот не стоит", – отметил Полетаев.
По мнению директора Аналитического центра ИМИ МГИМО Андрея Казанцева, "несмотря на то что железнодорожный и автомобильный маршруты дороже морского, для Китая они стратегически важны и более безопасны". "Пекин, таким образом, диверсифицирует пути экспортно-импортных операций, исходя из военно-политических стратегических соображений", – сказал "ВК" Казанцев. И это выход не только в Европу, но и в Иран и на Ближний Восток. "У Казахстана есть перспектива стать большой транспортной развилкой для Китая. Именно поэтому председатель КНР Си Цзиньпин впервые озвучил проект "Экономического пояса нового Шелкового пути" будучи в Астане, а не где-либо в другом месте", – подчеркнул Андрей Казанцев.
Но и на этом направлении не все гладко. Казахстан испытывает дискомфорт с доставкой из товаров третьих стран из-за конфликта России с Украиной, Турцией, Польшей – большая часть упомянутых товаров поступает через территорию Украины, или Турции. Транзитные перевозки грузов из Украины в Казахстан через территорию России стали предметом обсуждения в телефонном разговоре между премьер-министрами Каримом Масимовым и Дмитрием Медведевым. Об этом сообщается на сайте российского правительства. В ходе беседы главы правительств обсудили текущее состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества, а также вопросы реализации транзитного потенциала двух стран. Из-за невозможности транзитного проезда российских фур через Польшу стал активно использоваться маршрут через Закарпатскую область Украины. Однако с прошлого четверга этот маршрут тоже стал блокироваться украинцами. Россия в ответ приостановила движение большегрузов, зарегистрированных на Украине, сообщил Минтранс РФ. Исключение было сделано только для большегрузных машин, следующих транзитом в Казахстан. Сейчас украинская и российские стороны вроде договорились не препятствовать движению автотранспорта. Но надолго ли Казахстану станет спокойнее, т.е. долго ли продлится российско-украинская транспортная мировая, непонятно.
"Казахстан развивает отношения со странами не только ЕАЭС, но и на уровне двусторонних отношений, поэтому заинтересован нивелировать нынешние известные конфликты", - сказал Эдуард Полетаев. Отсюда и обращение Назарбаева к главам государств – участника Евразийского экономического союза (ЕАЭС) "объявить 2016 год Годом укрепления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами и ШОС". Назарбаев подчеркнул, что "любые меры, которые государства-члены применяют самостоятельно в отношении третьих стран, не должны оказывать негативное влияние на остальных участников интеграционного процесса, в том числе в части обеспечения свободы транзита товаров по территории ЕАЭС".
"Казахстану, находящемуся внутри континента, приходится пересекать как минимум одну, а то и несколько таможенных границ. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы было спокойно и благополучно. Тем более Казахстан во многом зависит от экспортных товаров. Программа импортозамещения в Казахстане развивается менее быстрыми темпами, нежели в России. Более того, очень большой прейскурант товаров мы вынуждены экспортировать, поскольку не всегда есть экономический смысл производить их в своей стране. Казахстанский рынок не такой большой, как российский. Любая проволочка или политический конфликт, который оборачивается экономическими сложностями, эмбарго, запретами, сразу сказывается на потребителях Казахстана. Поэтому Казахстан заинтересован в решении этих вопросов", – заключил Эдуард Полетаев.