Премьер-министр Японии Синдзо Абэ принял участие в работе Восточного экономического форума в сентябре, во время которого состоялись его трехчасовые переговоры с российским президентом. Одним из итогов встречи стало объявление сроков визита Владимира Путина в Японию, который начнется 15 декабря. Это значительный прорыв в отношениях, учитывая, что визит откладывался с 2014 года.
Подробно о перспективах российско-японского взаимодействия – в Financial Times.
Синдзо Абэ ведет любопытный дипломатический диалог с Владимиром Путиным. Время действия может показаться неожиданным, ведь события на Украине и в Сирии вызывают все больше противоречий между российским правительством и союзниками Японии в ЕС и США. Однако премьер-министр Японии следует убедительной долгосрочной глобальной логике - его задача состоит в том, чтобы сбалансировать стратегические цели и краткосрочные острые риски. Визит Владимира Путина в Японию в декабре станет его первым визитом в качестве президента за 11 лет. Оба лидера смогли достичь значимых результатов. Абэ стремится выйти из тупикового территориального спора по поводу четырех островов, известных в России как Курилы, а Японии – как Северные территории.
Острова являются символичными для Абэ. В 1972 году премьер-министр Какуэй Танака нормализовал отношения между Японией и Китаем, что до сих пор считается одним из самых значительных дипломатических достижений послевоенного периода. Сближение с Россией также является частью китайской стратегии Японии. Японо-китайский территориальный конфликт вокруг островов Сенкаку (называемых Дяоюйдао в Китае) и усилия Китая по разработке морских газовых месторождений обострили напряженность в отношениях между Японией и Китаем. Абэ надеется замедлить сближение Китая и России путем установления более тесных контактов с Москвой. Чтобы заложить фундамент для этих контактов, Япония готова расширить свои экономические связи с Россией. На прошлой неделе Абэ отправил министра торговли Хиросигэ Сэко в Москву для обсуждения вопросов экономического сотрудничества. Путину нравится этот подход, ведь он нуждается в иностранных инвестициях, чтобы продвигать давно отсроченные энергетические проекты, особенно в Сибири. Путин дал сигнал о готовности вести переговоры по поводу спорных островов, что вызвало в Токио надежду.
Мировое сообщество сосредоточено на поддержании стабильного баланса сил в условиях растущего влияния Китая. В этом отношении подход Японии может оказаться крайне полезным: он снижает вероятность того, что Россия окажется в орбите Китая на постоянной основе, став "младшим партнером". Однако попытки избежать подобного результата потребуют десятилетий.
В среднесрочной перспективе подход Японии к Путину может привести к ослаблению G7 и подорвать санкции против Москвы.
Существуют определенные риски и для национальных интересов Японии. Многие эксперты полагают, что Япония может надеяться только на возвращение двух крошечных островов. В 1956 году Япония и Советский Союз подписали совместную декларацию, предусматривающую передачу двух маленьких островов Хабомаи и Шикотан в случае подписания мирного договора. Они составляют 7% суши всех Курильских островов и имеют небольшое экономическое значение. Япония не может рисковать отношениями с США или ЕС ради них. Токио также не следует ожидать, что Россия обеспечит стране существенную поддержку в ее соперничестве с Китаем после подписания мирного договора. Москва относится к Китаю настороженностью, но она все еще питает надежды на более прочные экономические связи, в частности для отправки газа на восток. Вполне понятно, что Япония хочет закончить давний конфликт, ища способ противостоять растущей региональной мощи Китая. Но делать это за счет раскола G7 было бы ошибкой.