Во вторник вечером в прессу просочилась информация из нового доклада МАГАТЭ по иранской ядерной проблеме. Как и предполагали многие аналитики, некоторые его формулировки оказались довольно жесткими – и, по мнению многих аналитиков, вполне подходящими для того, чтобы начать кампанию по продавливанию новых антииранских санкций в Совбезе ООН. Согласно собранным данным, передает lenta.ru, Иран располагает всеми необходимыми инструментами для создания ядерного оружия. В частности, иранские специалисты использовали созданную специально для этой цели программу компьютерного моделирования.
Речь в докладе также идет о том, что иранские специалисты разрабатывали детонаторы быстрого действия, которые, вероятно, предназначались для ядерной бомбы. Кроме того, в документе содержится информация о ядерных испытаниях, проведенных Ираном, а также о случаях приобретения иранскими властями информации о технологиях разработки ядерного оружия.
Серьезную обеспокоенность в мире вызывают два фактора. Во-первых, это наличие у Ирана ракетоносителей, способных доставить ядерные боеголовки за тысячи километров. Во-вторых, мягко говоря, настораживает тот факт, что иранцы обогатили уран до 20%, что, согласно мнению экспертов, для мирного использования атома не нужно. Новый доклад МАГАТЭ проливает свет и на другие детали, указывающие на военный характер иранской ядерной программы.
То, что в прессу просочилась реальная информация, не вызывает сомнений. Это даже фактически подтвердили высокопоставленные американские чиновники. Так, официальный представитель госдепартамента Виктория Нуланд заявила буквально следующее: "Этот секретный доклад был передан государствам главой МАГАТЭ. Я понимаю, что часть его содержания уже просочилась в СМИ, однако мы еще изучаем документ, на что нам понадобится некоторое время. После того как доклад к нам поступил, мы назначили на 18 ноября встречу с руководством МАГАТЭ".
Реакция официального Тегерана тоже не заставила себя ждать. И оказалась вполне прогнозируемой. Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад напрочь отмел все выводы, содержащиеся в докладе МАГАТЭ. По словам иранского лидера, документ агентства основан на безосновательных данных, полученных от США. Иран "ни на йоту" не отойдет от выбранного пути, пишет France Presse. При этом президент Исламской республики заверил, что иранская ядерная программа носит исключительно мирный характер.
Так или иначе, верить набившим оскомину заявлениям Тегерана о "мирном характере ядерной программы" Запад, судя по всему, не собирается. Серьезные подозрения, что Иран занимается разработкой ядерного оружия, основываются на данных разведoк более десяти стран-членов МАГАТЭ. Можно с уверенностью предположить, что по завершении официальных обсуждений доклада с МАГАТЭ, которые состоятся в ближайшее время, мировое сообщество с подачи США и Израиля активно возьмется за Иран.
Новый доклад ставит Тегеран в весьма непростое положение. Учитывая тот факт, что МАГАТЭ является подконтрольной ООН независимой структурой, оспаривать ее выводы будет крайне сложно.
В Иране весьма эмоционально обвиняют МАГАТЭ в необъективности, «обслуживании» интересов США и Израиля и советуют этой организации обратить внимание на израильские ядерные программы. Правда, Израиль при этом не подписывал Договор о нераспространении ядерного оружия, не вступал в МАГАТЭ, не получал доступа к ядерным технологиям в обмен на обещания не создавать ядерного оружия и, самое главное, никогда не обещал «стереть Иран с карты мира», как это уже делал иранский лидер Ахмадинеджад в адрес Израиля.
Сам же Иран на международное сотрудничество в ядерной сфере на реалистичных условиях не согласен. Официально необходимость строительства собственных центрифуг Иран оправдывает тем, что у него уже был негативный опыт международного сотрудничества с США и Германией, которые сразу же свернули все проекты после смены власти в Иране в 1979 году, чем надолго затормозили развитие ядерных технологий (именно США поставили в тогда еще союзный шахский Иран первые ядерные технологии еще в 1974 году). Повторения "прошлых ошибок" в Тегеране как бы не хотят. Другие, впрочем, уверены: в реальности все внешние партнеры предлагают Ирану мирные ядерные проекты. К тому же непонятно, зачем нужна АЭС стране, обладающей такими запасами нефти и газа. Так что несговорчивость Тегерана тоже выглядит весьма подозрительно.
К тому же, если проследить историю иранской ядерной проблемы, то довольно ясно видно, что многие годы иранский режим намеренно тянул время и «топил» в бесконечных «технических согласованиях» большинство компромиссных инициатив, которые, по мнению их авторов, должны были предоставить Ирану возможность выйти из кризиса, сохранив лицо, а всем остальным заинтересованным сторонам – худо-бедно обеспечить свою безопасность. Еще чаще инициативы попросту отвергались или же получали такие «дополнения» с иранской стороны, что попросту теряли смысл. Так было еще в 2005 году с провалившейся инициативой России по созданию совместного СП по обогащению урана на территории РФ. Весной 2006 года Москва получила официальный отказ Тегерана, мотивированный тем, что Россия настаивала на выполнении Ираном требований МАГАТЭ. Последнее предложение Турции и Бразилии по переработке низкообогащенного урана не встретило доверия со стороны мирового сообщества – оставалось неясным, какая доля иранского урана будет переработана под международным контролем и не припрячут ли в Тегеране необходимые материалы для продвижения своих оружейных ядерных проектов. В результате, вновь была принята очередная резолюция СБ ООН об ужесточении санкций против Ирана. Насколько эффективной она оказалась – вопрос открытый. Президент Ирана не то чтобы совсем безосновательно назвал ее "использованной салфеткой". Куда действеннее «национальные» санкции, которые вводят против Ирана США и страны Евросоюза. Так что, несмотря на бодрые заявления Тегерана, иранская экономика уже испытывает на себе малоприятные результаты международного давления. Впрочем, удалось ли таким образом затормозить иранскую ядерную программу – пока неясно. А сделать это Израиль, США и их союзники намерены всерьез.
На наш взгляд, очередной всплеск ажиотажа вокруг этой темы вряд ли вызван желанием США ввязаться в еще одну военную кампанию в регионе. Иранскую угрозу многие воспринимают всерьез, и новый доклад МАГАТЭ вновь всколыхнул дискуссию о возможности военного решения иранского кризиса. Главным сторонником нанесения превентивных ударов по Ирану является, в первую очередь, Израиль, не без оснований считающий режим иранских муллократов «угрозой номер один» для своей безопасности. Обнародование новых подробностей об иранской ядерной программе может существенно ослабить позиции израильской партии "мира" во главе с министром иностранных дел страны Авигдором Либерманном и усилить позиции "ястребов" в правительстве. За нанесение ракетных ударов по Ирану выступает, в первую очередь, премьер-министр страны, Беньямин Нентаньяху. Президент Израиля, Шимон Перес, также заявил, что военная операция против Ирана становится "все вероятнее". Ну а министр обороны Эхуд Барак и вовсе принялся успокаивать население страны, уверяя, что потери Израиля в случае войны с Ираном составят не более 500 человек. Естественно, что министру обороны страны виднее, с какими потерями она столкнется в случае военного конфликта. Но возникает закономерный вопрос, имел ли Барак в виду лишь военную силу, или же учел и потери среди гражданского населения. Потому что вслед за возможным ударом почти наверняка стоит ожидать всплеска террористической активности палестинских боевиков, равно как и военных акций со стороны подконтрольной Тегерану террористической организации "Хезболла", прочно обосновавшейся в Ливане. К тому же, сложно спрогнозировать, как будут развиваться события в Сирии, являющейся союзницей Ирана и находящейся сейчас фактически в состоянии гражданской войны. При этом необходимо учитывать, что большая часть международного сообщества, включая Россию, Китай, Германию и Францию выступают против проведения военной операции против Ирана.
Поэтому на данный момент, в свете последнего доклада МАГАТЭ, введение жестких санкций против Ирана представляется куда более вероятным сценарием, чем ракетные удары по иранским ядерным объектам. Казалось бы, в такой ситуации России и Китаю довольно сложно будет вновь воспользоваться своим правом "вето", особенно после их "демарша" во время недавнего голосования по сирийской резолюции, чего до сих пор не может простить Запад. Но российское внешнеполитическое ведомство уже высказало свою твердую позицию неприятия новых санкций против Ирана. Позицию России огласил в среду заместитель министра иностранных дел Геннадий Гатилов. "Любые дополнительные санкции против Ирана будут восприниматься в международном сообществе как инструмент смены режима в Тегеране", - сказал замминистра в интервью Интерфаксу. Китай все еще «ознакомляется» с докладом. Между тем, Германия и Франция высказались за ужесточение санкций, причем Франция пригрозила "санкциями невиданного масштаба". Эффективность мер, принятых с целью повлиять на Иран до сих пор, вызывает сомнение. Эксперт немецкого Фонда Политики и Науки, Оливер Тенерт, считает, что в вопросе введения санкций основная проблема сводится к тому, чтобы определить: какие санкции необходимо ввести, чтобы задеть именно тех, кто ответственен за разработку атомной программы, а не простое население. В интервью авторитетному изданию "Фокус" Тенерт скептично высказался о запрете на торговлю иранской нефтью, на чем настаивает Израиль. "От этого будет страдать большая часть населения. В то же время серьезным рычагом стали бы санкции против банков, которые связаны с атомной программой", - считает эксперт. Насколько такие "умеренные" санкции могут отдалить "час икс", когда Иран заявит о создании собственного ядерного оружия - вопрос открытый.
Ситуация существенно осложнится, если Россия и Китай проявят строптивость в вопросе введения новых санкций против Ирана. Наверняка это будет осуждено мировым сообществом и в определенной степени развяжет руки Израилю для осуществления односторонних шагов - в том числе, и превентивного удара. И в этом случае осуждать его за желание решить проблемы военным путем уже не будут так рьяно - ни внутри страны, ни за рубежом, как это пока еще делают Франция и Германия. В самом деле, у Израиля есть право даже не на безопасность, а на физическое существование, а Иран не однажды «озвучивал» угрозы в адрес этой страны. Плюс ко всему израильтян можно было бы призывать отдать приоритет мирным методам урегулирования иранской ядерной проблемы, если бы эти мирные методы предусматривали хоть что-то кроме увещеваний и призывов, на которые Тегеран не обращает ни малейшего внимания. И, возможно, те шаги, которые в мире традиционно трактуют как попытки снизить напряженность, вроде отказа России и Китая поддержать «антииранскую» резолюцию СБ ООН, в реальности лишь приближают военное решение.
"Вилка" для Ирана
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"

22465 просмотров