Интервью кандидата в президенты Абхазии Сергея Шамбы (см. http://www.mk.ru/politics/interview/2011/08/07/612359-predchuvstvie-grazhdanskoy-borbyi.html) вызвало большой резонанс среди читателей "Московского Комсомольца". Даже те, кто далек от реалий современной абхазской политики, нашел в этом тексте массу поводов для размышлений, ну хотя бы о возрождении политического лексикона 1990-х годов, который, как многим казалось, давно канул в Лету. Ан нет - знакомые все обороты, в стиле "хвали себя - мочи конкурентов". И все вокруг вроде бы поменялось - нравы смягчились, политическая культура выросла, все кандидаты теперь друг друга уважают и подписывают разные достойные бумаги "о ненападении"... Но как только на горизонте начинает просматриваться призрак грядущей неудачи, так все принципы толерантности и взаимоуважения - как рукой снимает. Дальше идет уже прямым текстом: "Я не допущу, чтобы у меня отняли победу. Я знаю, как это сделать. Я в своей жизни немало сражался и немало революций устраивал", "Сегодня я никого уговаривать не буду. Если кто-то собирается нарушить закон и отнять у народа победу, это ему с рук не сойдет. За дестабилизацию будут отвечать те, кто фальсифицирует выборы".
Во всей этой простой, на первый взгляд, схеме опасно вот что - при любом раскладе уже обозначена вероятность искажения результатов не в пользу Шамбы. Более того, как бы подразумевается, что неудача на выборах может быть только в том случае, если неправедные силы отнимут ее у истинного победителя. Вариант беспроигрышный, но не слишком ответственный. Именно таким образом и создаются предпосылки для системной дестабилизации, вспомним Украину образца 2004 года, когда намеренное нагнетание страстей вокруг процедуры выборов привело к известным событиям, последствия которых украинский политический класс не может преодолеть до настоящего времени.
Не менее громкий пассаж интервью касается судьбы "неправедных чиновников", с которыми можно обойтись по принципу - "уволю всех и наберу новых". Но ведь Сергей Шамба сам длительное время руководил этим самым чиновничьим аппаратом, будучи министром, а затем и премьером. Полагаю, что других чиновников в Абхазии нет, да и самого Шамбу эти самые кадры вполне устраивали. Намеченный кандидатом путь, откровенно говоря, достаточно сомнительный. С чем же связана столь резкая перемена позиции? Может быть, с тем, что Сергей Шамба попросту не уверен в своей победе на предстоящих выборах и, желает "подстелить соломку", маскируя реальное положение вещей прямолинейными выпадами в адрес неких сил.
А вот подход более реальный - тот, кто хочет в стране перемен, начинает их с себя. Для сильного политика иного выбора нет и не должно быть, поскольку мотивы своих усилий он ищет не в придуманных врагах, а в решении насущных проблем своего народа. Именно такие люди могут дать честный и правдивый ответ на вопрос: достаточно ли у него политического ресурса и ответственности перед людьми и страной? Страной, которая в труднейших условиях отстаивает свое право на независимость.
Искушение кандидата
Алексей Власов
20085 просмотров