МВД Грузии объявило о задержании восьми соратников бывшего министра обороны и неформального лидера оппозиционной Грузинской партии Ираклия Окруашвили, который, по данным грузинских спецслужб, в конце мая планировал захватить в стране власть с помощью российских военных, находящихся в Южной Осетии. Интрига заключается в том, что поскольку Окруашвили имеет статус политического беженца во Франции, то официальный Париж будет вынужден либо подтвердить, либо опровергнуть прозвучавшие против него обвинения.
О том, что МВД Грузии планирует опубликовать очередной компромат на оппозицию и одного из ее лидеров – экс-министра обороны Ираклия Окруашвили стало известно, когда председатель Грузинской партии, бывший омбудсмен Созар Субари заявил об аресте нескольких членов партии. По его словам, «спецслужбы подбросили активистам в дома оружие и пытаются сфабриковать очередное дело, чтобы запугать оппозицию». Комментируя заявление Субари, МВД обещало, что вскоре опубликует неопровержимые доказательства раскрытия масштабного заговора с целью свержения законно избранной власти.
Действительно, на специальном брифинге, транслируемом по всем национальным телеканалам, представитель департамента контрразведки МВД сообщил об аресте восьми членов незаконного вооруженного формирования, некоторые из которых «связаны с Грузинской партией». Впрочем, уголовное дело пока возбуждено не по обвинению в попытке госпереворота, а по 223 статье УК - «Создание незаконного вооруженного формирования». Но это не значит, что против арестованных не могут быть выдвинутся новые обвинения в процессе следствия.
Арестованные или объявленные в розыск долгое время работали вместе с Ираклием Окруашвили и занимали высокие должности в бытность его генпрокурором, министром обороны, главой МВД или губернатором Шида–Картли – одной из восточногрузинских провинций.
Грузинские спецслужбы со ссылкой на признательные показания арестованных утверждают, что в конце апреля (за месяц до начала массовых акций протеста оппозиции в Тбилиси) влиятельные члены окружения экс-министра обороны встретились во Владикавказе с Ираклием Окруашвили (который специально для беседы с ними прибыл из Парижа) и обсудили конкретный план осуществления государственного переворота.
Согласно этому плану, заговорщики должны были собрать информацию о полицейских постах МВД Грузии на границе с Южной Осетией и передать их во Владикавказ Окруашвили. Тот обещал, что уже договорился с Москвой о конкретной военной помощи и 23 мая вторгнется в Грузию вместе с частями спецназначения российской армии. На первом этапе планировалось разоружить грузинские блок - посты, захватить город Гори, расположенный вблизи Южной Осетии, а затем и столицу, то есть свергнуть власть и назначить внеочередные выборы, выполнив тем самым требование оппозиции, настаивающей на отставке Михаила Саакашвили.
Политические соратники Окруашвили, в том числе бывший посол Грузии в России Эроси Кицмаришвили и бывший народный защитник Созар Субари, которых МВД пока ни в чем официально не обвиняет, отвергают все обвинения против своих соратников и партийных активистов, называя их «борцами за свободу и правду», а МВД Грузии «фабрикой дезинформации».
Ряд аргументов МВД действительно вызывает серьезные сомнения. Например, признательные показания одного из задержанных о планах ГРУ подчинить свой элитный спецназ беглому министру оборону Грузии кажутся очень неубедительными. Тем более, что вывезти две роты спецназа ГРУ из Южной Осетии якобы планировалось на одном хиленьком «ЗИЛе» выпуска 1965 года, что само по себе смехотворно.
Но если проанализировать события месячной давности можно придти к выводу, что дым на тот раз не возник без огня. 22 мая, выступая в эфире телекомпании «Маэстро», Ираклий Окруашвили действительно обещал, что «обязательно вернется в Грузию, чтобы «поддержать народные выступления и положить конец режиму Саакашвили». Тогда он не ответил на вопрос, каким путем намеревается вернуться из Франции. Причем этот вопрос ему задавали не только журналисты но и лидеры другого оппозиционного лагеря. В том числе экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе. Она не исключила, что Окруашвили действительно намеревается вернутся в Грузию через территорию Южной Осетии и заявила: «Такой маршрут для меня неприемлем, поскольку напрямую указывал бы на связь оппозиции с российскими спецслужбами».
Еще один важный нюанс: насколько Москва вообще готова к сотрудничеству с экс-министром обороны, который запомнился россиянам своим хамским заявлением об их отношении к качеству вина, поставляемого в Россию, а также большим вкладом в резкое обострение обстановки в Южной Осетии начиная с 2004 года?
Впрочем, с недавних пор Окруашвили довольно часто появляется в эфире российских телеканалов. Достаточно вспомнить его нашумевшее интервью «Первому каналу», в котором он обвинил грузинские власти в поддержке террористов на Северном Кавказе.
Так или иначе, практически вся его команда в Грузии либо арестована, либо вынуждена бежать из страны. Причем, все без исключения беглецы, объявленные в розыск, находятся в России, в частности, в Северной Осетии.
Одновременно Национал–демократическая партия Грузии, считающаяся пропрезидентской, предложила властям потребовать от Франции экстрадиции Окруашвили, поскольку Париж в 2009 году предоставил опальному политику убежище с тем условием, что он не будет планировать или осуществлять вооруженные провокации в Грузии. Но, по мнению юристов, вероятность того, что французские власти откликнутся на это требование, ничтожна мала.
Грузию вновь пытаются «переворотить»
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
23020 просмотров